Издательству «Просвещение» исполняется 88 лет. Ведущее издательство учебной литературы за время своего существования преобразовалось в Группу компаний полного цикла, разрабатывающую комплексы образовательных продуктов: от учебников до строительства и оснащения школ.

УзунПрезидент Группы компаний Владимир Узун считает, что важнейшими аспектами развития «Просвещения» на ближайший период станут партнерское взаимодействие с педагогами, совместные с региональными властями проекты по развитию образовательных систем и гибкое реагирование на индивидуальные запросы школ.

— В чем заключается особенность вашего подхода к обеспечению высокого образовательного результата страны?

«Просвещение», как один из крупнейших игроков рынка, несет безусловную ответственность за гармоничное развитие образовательной экосистемы.

Уровень образования должен соответствовать современности и даже предвосхищать запросы на будущие знания и компетенции. В наше время дети технологически часто более подкованы, чем учителя, и мы видим необходимость в создании нового формата коммуникации со всеми преподавателями, а потом и родительским сообществом. Учитель, как считал Конфуций, — человек, который развивая новое, лелеет старое. Как бы ни менялись образовательные программы, линейки учебников, не внедрялись новые цифровые инструменты учителю всегда помогает его преподавательский опыт. Наша цель услышать учителей, понять их потребности, учесть их опыт. В совокупности с нашими разработками, современными технологиями, к которым мы имеем доступ и активно развиваем сами, это станет основой для нового этапа нашего партнерства.

— Как вы планируете установить связь со всеми педагогами страны и аккумулировать их опыт?

Мы уже являемся, по сути, национальным интегратором образовательных программ и продуктов. Запущены и эффективно действуют не один год проекты в Чеченской республике, Сахалинской области и других регионах. Теперь наша первоочередная задача — создать новую платформу для открытой коммуникации с учителями. Это даст нам возможность поддерживать постоянную связь и предоставлять учителям оперативный доступ ко всем нашим продуктам и их промоверсиям. Вы знаете, что в 90-х в период резкого дефицита учебников распространилась практика, когда учителя копировали один чудом раздобытый современный учебник, и даже переписывали его от руки? Сейчас в этом нет нужды. Все наши продукты всегда доступны в печатном формате, а электронные версии книг и пособий по всем направлениям обучения в будущем будут представлены на нашей платформе.

Мы хотим услышать учителя и дать ему возможность максимально проявить свои таланты. Несмотря на то, что обучение проходит в рамках текущих школьных программ, даже в одной параллели к разным классам нужен свой подход. Мы можем помочь учителям при помощи комплекса наших продуктов адаптировать материал, формируя для него индивидуальную образовательную траекторию и соблюдая при этом федеральный государственный образовательный стандарт.

— Индивидуальная траектория будет формироваться в основном с помощью электронных материалов?

Электронная платформа — новый и удобный способ коммуникации, который не отменяет продолжения работы в оффлайне. Например, пока общество находится в стадии перехода к электронным учебникам мы будем продолжать корректировку их печатных версий. Органы управления образованием ориентированы на обновление учебников не реже, чем раз в пять лет. За это время мы сможем получить отзывы учителей, в том числе с помощью платформы, о их использовании в процессе обучения, что-то поменять, что-то добавить, усовершенствовать структуру материала для новой версии изданий.

Параллельно с этим мы будем разрабатывать новые технологичные продукты. Реальность изменяется невероятно быстро, цифровое развитие накладывает отпечаток на трансформацию всех сфер жизни и молниеносно это, к сожалению, нельзя отразить в учебниках. А вот сообщить об этом педагогам и всем участникам образовательного процесса, вооружить их самой актуальной информацией – наша прямая задача. Мы ищем способы дать педагогам возможность узнавать на платформе «Просвещения» обо всех тенденциях и новостях в привязке к школьной программе. Современные коммуникационные решения позволят быстро реагировать на запросы учителей и учеников, осуществлять «тонкую настройку».

Частично такая функция реализована в столичной системе МЭШ (Московская электронная школа). Которая, к слову, вошла в топ-100 лучших международных проектов.

— Разве преподаватели сами не могут найти нужную информацию в сети, а затем транслировать ее ученикам? В свободном доступе множество методических материалов, разработанных другими педагогами, не говоря уже о новостях.

Самостоятельно найти, проанализировать и систематизировать нужные материалы сложно, когда ты живешь в условиях острого дефицита времени. Более того, ни у кого нет уверенности, насколько найденное подойдет к программе, насколько можно верить источникам? Проще говоря, не фейки ли это? Ведь никто не даёт чужим готовым разработкам, опубликованным в сети, сертификата качества. Цель нашей новой платформы — ориентируясь на школьную программу, образовательные стандарты и запросы преподавателей, предоставить все новости по теме, в осмысленном и нацеленном на достижение образовательного результата варианте, чего пока не делает никто.

— С чего начнется установление контакта?

Во-первых, мы перейдем на качественно иной уровень общения с учителями. Если раньше учитель был вынужден в какой-то степени подстраиваться под существующий учебник, фактически жертвовать своими индивидуальными подходами в преподавании, то наша комплексная система образовательных материалов, приобретя пластичность, позволит преподавателям «подстраивать» её под себя. Мы хотим изменить подход «учитель отдельно — учебник отдельно», это, во-вторых. В наши планы входит создание модульного учебника, содержание которого каждый учитель сможет адаптировать под собственный календарно-тематический план.

Педагог всё же творческая профессия. Важно, чтобы учителям нравилось преподавать свой предмет, тогда школьникам будет интересно получать знания на уроках. А ведь это первая мотивация учителя — успешность обучения его учеников. Значит нам нужно сделать этот важный процесс более удобным и менее рутинным для всех.

— Разве только профессиональные навыки учителя мотивируют детей? Достаточно ли будет поддержки педагога только в этой области, чтобы он был примером для своих учеников?

Вы правы. Профессиональной поддержки не всегда достаточно, чтобы учитель мог гармонично развиваться как личность и вдохновлять школьников. Реальный преподаватель сможет максимально приблизиться к своему профессиональному и личностному идеалу, не в тот момент, когда узнает обо всем новом и важном, а когда перестанет испытывать постоянный стресс. Сейчас учителя вынуждены взвешивать каждое свое слово и контролировать каждое действие, чтобы случайно не оказаться неправильно понятыми. Вместе с его обычными человеческими проблемами и рабочей нагрузкой это создает колоссальное психоэмоциональное напряжение. Нам кажется важным предоставить педагогам правовую и психологическую консультационную поддержку, чтобы они знали, что мы рядом, и можем помогать, не только выпуская литературу или запуская новый электронный сервис. Кстати, чтобы освоить новые технологии тоже нужно потратить и время, и нервы.

— Когда вы планируете реализовать ваши планы?

До конца 2018 года мы сделаем первые заметные шаги к появлению новой партнёрской системы взаимодействия с учителями, которые станут нашими ориентирами в этом процессе. Только так будущая платформа по-настоящему будет отвечать их потребностям во всех аспектах, позволит свободно общаться с коллегами, получать экспертные комментарии по значимым для них темам. Мы начнем новый диалог с преподавателями в наших официальных сообществах в социальных медиа, чтобы услышать их мнение о переиздании учебных материалов и других важных темах, найти совместные решения для более масштабных вопросов — например, трансформации образовательной среды каждого отдельно взятого региона.

Мы надеемся, что такой подход позволит затем включать индивидуальность учителя и его креативность в наши продукты, соблюдая при этом рамки образовательных стандартов и учитывая специфику субъектов Российской Федерации: профориентация и нацеленность на сохранение будущих кадров региона. От этого выиграют все участники экосистемы образования, а главное — школьники, которым будет интересно стремиться к будущим профессиям вместе с учителями и нашими учебно-методическими комплексами.

— Сейчас широко обсуждается тема задания, предложенного в одном из учебников — написать письмо отцу на фронт. Какова Ваша позиция?

Моя личная позиция — школьники должны знать, что была Великая Отечественная война, что эту войну выиграли их прадеды, помнить, какой ценой она досталась стране, и прочувствовать это. Что же касается «Просвещения»: нашей команде важно мнение учителей и родителей. Предлагаю открыто обсудить это в наших сообществах в социальных сетях. Мы обязательно расскажем о результатах вам, как общественному изданию, и обсудим с экспертами.

— Получается, что образовательная платформа «Просвещения» должна стать чем-то в духе учительского клуба по интересам?

Это похоже на клуб, только гораздо шире и объемнее по смыслу. Мы действительно хотим, чтобы учителя собрались вокруг нас в профессиональное сообщество. Однако мы не хотим строить эту систему сверху, наоборот, даём возможность учителям построить саморегулируемую организацию с помощью наших сервисов, информационных систем и продуктов. То есть мы даём им инструменты. Можно спрогнозировать, что сначала подобные сообщества появятся на районном и областном уровнях. И здесь нам бы хотелось работать совместно с региональными властями, как я уже сказал раньше. Мы готовы разработать программы и дисциплины под конкретную задачу, стоящую перед каждым конкретным регионом, подготовить с помощью преподавателей таких специалистов, в которых нуждается регион. И здесь речь не только о школьном образовании, но о профессиональном и высшем.

Учительское сообщество будет как-то официально оформлено?

У нас есть идеи создания региональных Учительских Клубов совместно с регионами, уделяющими большое внимание образованию и заинтересованными в получении качественного образовательного результата в 2019 году.

Павел ЧЕРНЫШОВ.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.