Фото КнязеваВ уходящем году состоялся первый Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог». В  число  20 финалистов, которые принимали участие в Федеральном этапе конкурса, вошла  учитель-дефектолог воронежского Центра развития ребенка – детского сада № 196 Ольга КНЯЗЕВА. Ольга Викторовна ответила на вопросы корреспондента «Вестника просвещения».

– Как вы стали учителем-дефектологом? Был ли выбор такой профессии сознательным?
Я с детства хотела быть частью большого, важного дела, так попала в педагогику. А столкнувшись с детьми с ограниченными возможностями, поняла, что это и есть то самое «большое и важное». Но это история не про жалость, это история о детях, которые несмотря на физические и интеллектуальные нарушения, не перестают радоваться жизни, видеть прекрасное в мелочах, не умеют обманывать.

– Сегодня ваша работа очень востребована, не так ли?
В последние годы в работе учителя-дефектолога все более отчетливо прослеживается переход от коррекции дефектов к работе по комплексной реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектолог – это не тренер навыков, оторванных от жизни, это проводник ребенка в мир. Важно, чтобы ребенок не просто освоил какой-то навык, а научился применять его в своей реальной жизни. При том, что я объективно считаю русскую коррекционную школу самой сильной в мире, максимальное количество возможностей ребенок с ОВЗ приобретает в условиях инклюзии, но только не спонтанной, а подготовленной и грамотно простроенной. Мне очень повезло, я работаю в одной из самых прогрессивных инклюзивных программ страны «Аутизм. Маршруты помощи» в детском саду, который первым в Воронеже и одним из первых в России стал работать с детьми с аутизмом не только в режиме «Лекотека», но и принял их в свои ряды наравне с их нормотипично развивающимися сверстниками. Ежедневно видя результаты подобной работы, считаю своим долгом рассказывать о них и о возможностях инклюзии на различных мероприятиях как муниципального, так и федерального уровня.

– Какие качества особенно важны для успешной работы с особенными детьми? Что приходится ежедневно совершенствовать?
Дефектолог должен быть доброжелательным и очень увлеченным человеком: «Энтузиазм лежит в основе всего прогресса. Если он есть, то есть и достижения. Если его нет, то есть только алиби» (но это сказала не я, а Генри Форд). И еще, конечно, очень важна выдержка и структурированность мыслей и действий.

– Вам довелось представлять Воронежскую область на федеральном уровне. Насколько плодотворно складывалось общение с коллегами из других регионов? Удалось увидеть и почерпнуть что-то интересное?
В финале конкурса встретились 20 сильнейших дефектологов страны: конечно, было очень интересно познакомиться с коллегами, с их опытом работы. И несмотря на то, что все мы работаем в разных направлениях (на конкурсе были логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, педагоги, которые работают с детьми с интеллектуальными нарушениями – а я работаю с детьми с аутизмом), тем для бесед было очень много. Мы все очень сожалели, что финал конкурса длился всего три дня. Занятие с детьми с ОВЗ я проводила на базе одного из ведущих инклюзивных учреждений страны – в московской школе №1206. Было очень приятно получить высокую оценку от руководства учреждения и жюри конкурса за свою работу.

– Что вам лично дало участие в конкурсе учитель-дефектолог? Как изменилась ваша профессиональная деятельность после этого момента? Появились ли новые обязанности или ответственность?
Конкурс требовал очень серьезной подготовки. На заочном этапе требовалось подготовить методическое портфолио, описание дефектологической практики, придумать эмблему конкурса и творческую историю к ней. А в финале нужно было показать мастер-класс для коллег, поучаствовать в круглом столе на тему «Дефектологическая наука и практика в России: ответы на вызовы времени» и показать учебное (коррекционное) занятие с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Конкурс помог мне почувствовать себя более уверенной, сильной, это очень хорошая проверка на прочность.
– Что бы хотелось посоветовать тем, кому предстоит участвовать во втором, третьем и дальнейших подобных конкурсах?
В нашем регионе созданы прекрасные условия для профессионального развития педагогов. Поэтому главное – не бояться, верить в себя и в то, что вы делаете, и у вас всё обязательно получится!

Беседовала Ольга СТРЮК.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.