Организационную модель детского сада комбинированного вида №33 определил поиск путей обеспечения равных стартовых возможностей в получении доступного дошкольного образования для всех детей независимо от состояния их здоровья и возможностей оказания психолого — педагогической помощи и поддержки в социализации семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нашем детском саду работает структурное подразделение «Лекотека», а для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов функционирует консультационный центр, цель которого заключается в оказании методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми-инвалидами. Девиз центра — от ранней помощи к социальной интеграции. Это обусловлено тем, что ранняя диагностика, предупреждение и профилактика нарушений развития ребенка, оказание консультационной помощи родителям в целях формирования у них чувства принятия своего ребенка – это залог успешного развития ребенка, создания нормальных детско-родительских отношений и возможности социальной интеграции детей с ООП и детей – инвалидов.
Оказание помощи семьям и детям в консультационном центре организовано в шести секторах, которые могут функционировать как отдельно, так и в комплексном поэтапном взаимодействии. Структуру центра составляют:
— сектор выявления семей, воспитывающих детей с ООП и детей-инвалидов;
— сектор диагностики;
— сектор ранней помощи для детей с ООП и детей-инвалидов от 0 до 3 лет;
— сектор методического сопровождения;
— сектор психолого-педагогической поддержки;
— сектор социальной интеграции.
Работа сектора «выявления» обеспечивает создание информационной базы семей, имеющих детей с ООП и детей-инвалидов, нуждающихся в помощи, особенно детей в возрасте от 0 до 3 лет. За 2018 год, благодаря сотрудничеству с медицинскими и социальными службами, являющимися социальными партнерами детского сада, было выявлено 40 семей, которым необходима консультационная помощь, в том числе 28 семей с детьми раннего возраста. С этими семьями была проведена информационная работа.
Специалисты, отвечающие за сектор «диагностика», на основании разработанных кейсов проводили первичную диагностику детского развития с целью определения индивидуального плана консультаций для каждой семьи.
Для работы сектора «ранней помощи» коллегами был разработан модуль «Игровое взаимодействие с ребенком раннего возраста в семье». По запросу родителей и на основании рекомендаций специалистов проводилось обучение родителей взаимодействию с ребенком с целью предупреждения и профилактики трудностей детско-родительских отношений, решения проблем принятия ребенка. Были проведены обучающие семинары, групповые консультации и тренинги «Направления коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста», «Игры, которые лечат», «Игроритмика для малышей», «Игры с песком и водой».
Сектор «методического сопровождения» отвечает за составление методических рекомендаций по апробации системы мероприятий по стимулированию возможностей и преодолению трудностей в семьях и у детей с ООП и детей – инвалидов. В рамках модуля происходит выбор программ сопровождения, соответствующие уровню развития ребёнка. В работе специалистов была апробирована технология нейропсихологической профилактики и коррекции «Метод замещающего онтогенеза» из комплексной программы «Диалог» под редакцией О. Соболевой. Включение семей в групповую работу с родителями «Мой ребенок особенный» дало возможность обмена родительским опытом и выявлению типичных проблем в семье.
Сектором «психолого-педагогической поддержки» были реализованы модули «Система занятий по сенсорной интеграции» и «Альтернативные способы коммуникации в семье с детьми с ООП и детьми-инвалидами». Были проведены обучающие семинары «Приемы формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка».
Реализация модуля «Социальная интеграция семьи» в рамках работы сектора социальной интеграции с участием социальных партнёров детского сада, таких как Дворец творчества детей и молодёжи города Воронежа, Воронежский гуманитарно-педагогический колледж, Благовещенский собор Воронежской епархии, позволила семьям принять участие в инклюзивном фестивале «Мы вместе!», поэтическом конкурсе «Поэзия – душа святая», конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», социальной акции «Белый цветок». Работа данного сектора дает возможность преодоления социальной изоляции семей и реальную возможность включения детей с ОВЗ и их родителей в социум.
Таким образом, работа Консультационного центра при детском саде №33 позволила оказать реальную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включая детей раннего возраста.

Ирина Пецык
заместитель заведующего по УВР детского сада №33 г. Воронежа

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.