В настоящее время в дошкольном образовании широко внедряются различные вариативные образовательные практики. С одной стороны, это продиктовано социальным запросом общества, с другой стороны, вектором образовательной политики государства. В нашем детском саду реализуется образовательная модель «Инклюзивный детский сад». Ребят с РАС у нас 18 человек.
В целях обеспечения эффективности социально-коммуникативной адаптации детей с ОВЗ, педагоги находятся в постоянном поиске эффективных образовательных технологий. Одним из таких решений стало применение артпедагогики. Она помогает ребенку с ОВЗ почувствовать себя успешным в учебе, способствует возникновению ощущения комфорта, спокойствия, тем самым устанавливается прочное коммуникативное взаимодействие с взрослыми и детьми. Организуя образовательную деятельность в инклюзивной группе, взрослый показывает, как необходимо действовать с материалом, затем постепенно вовлекает и ребенка.
С целью получения наивысшего результата, основываясь на деятельностном подходе, воспитатели нашего детского сада расширили образовательные возможности развивающей предметно-пространственной среды. В холле были оборудованы «авторская стена для рисования мелом», специальная поверхность «рисуем на кафеле». Дети легко перемещаются в пределах центров, участвуют в тех видах деятельности, которые интересны в данный момент. Например, в центре «Гарденотерапия» ребенок может рассматривать растение под микроскопом или участвовать в экспериментальной деятельности, затем в изостудии зарисовывает увиденное, выражает свои впечатления. В этом помогают различные дидактические модули: «рисуем на песке», двухсторонние мольберты, грифельные и световые доски. Также предоставляется большой выбор материалов (гуашь, мелки, пастель, акварель, шпатлевка, цветные шарики, трафареты, крупа, крупные листья растений и др). Не будем забывать о том, что для создания ситуации успеха для ребенка с РАС, необходимо адаптировать дидактические материалы в соответствии с индивидуальными возможностями. Для этого используем различные техники изодеятельности (рисование на мокрой бумаге, рисование предметами окружающего пространства, оттиск, рисование природными материалами, марание, каракули и др.).
Музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, танцевально-двигательная деятельность), игровая (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры), театрализованная деятельность также являются мощными средствами артпедагогики. В детском саду функционируют: студия театра, центр речевой активности, музей «Русская изба», инклюзивный оркестр.
Образовательная деятельность осуществляется по принципу нелинейного расписания, дети самостоятельно выбирают центры активности, партнеров для совместной деятельности, устанавливают собственные игровые правила, нормы поведения, выбирают материалы и средства для организации деятельности. Благодаря насыщенной визуальной поддержке, дети с РАС легко включаются в организованную таким образом образовательную деятельность.
Подводя итоги, следует отметить, что использование артпедагогической технологии способствует формированию личности ребенка с РАС, утверждению чувства социальной значимости, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, установить социально-коммуникативный контакт с окружающим миром.

 Елена Воронова, заместитель заведующего по УМР д/с 196

Алла Шайкина, воспитатель
д/с № 196″ г. Воронеж

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.