В современном мире любой человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию. Кроме того, уже в детстве ребенок соприкасается с такими понятиями, как деньги, труд, стоимость и т.д. Именно экономическое воспитание включает в себя все эти понятия и помогает развить экономически значимые качества личности как: трудолюбие, бережливость, экономность, деловитость, чувство собственного достоинства и др.
Встает вопрос о том, как же правильно преподнести дошкольнику эти знания. Начиная работу в данном направлении, я поняла, что делать это нужно не путем прямого обучения, а с помощью игр, любимых мультфильмов, книг. И, конечно, главная роль в этом процессе отводится взрослому. Ведь именно взрослый может помочь ребенку разобраться в сложном мире экономики.
Игр экономического содержания огромное множество. Это хорошо знакомые всем «Магазин», «Кафе», «Ярмарка», «Кондитерская фабрика», «Супермаркет». Сюжетно-ролевые игры помогают детям понять трудовые процессы взрослых и одновременно «обучают» экономике. В игровом процессе дошколята воспроизводят реальные жизненные ситуации: производство и сбыт готовой продукции, реклама товара, операции купли-продажи. Кроме того, в процессе игры ребята запоминают некоторые экономические понятия: стоимость, товар, сдача, цена, заработная плата.

Огромный интерес в процессе экономического воспитания вызывают у детей сказки. Дети познают азы экономики, рассматривая хорошо знакомые сказки с экономической точки зрения. Так в сказке «Дюймовочка» мы с ребятами попытались выяснить, какие потребности были у героев сказки, как они их удовлетворяли, какие для этого использовали средства. Рассмотрели с разных точек зрения взаимоотношения между героями сказки: почему крота устроила в качестве жены Дюймовочка, и почему Дюймовочке было у крота плохо.
В сказке «Кошкин дом» выяснили, какую нужду испытывали котята, какие возможности были у тети Кошки и какие «золотые правила» она нарушила, когда отказала котятам в приюте.
На примере сказки «Три поросенка» дети закрепили знания о ресурсах, а благодаря сказке «Приключения Буратино» ребята попытались понять, откуда берутся деньги, что такое зарплата и как правильно и честно зарабатывать.

Большой находкой стало для меня методическое пособие Л.В. Кнышевой «Как Миша стал бизнесменом». Это не совсем обычная книжка. Из нее дети узнают о том, что такое бизнес, почему денег всегда бывает мало, и как их лучше тратить. Кроме того, эта книжка совсем не кажется детям скучной, а главный герой в ней – очень смышленый медведь Миша, знакомый многим детям из журнала «Миша». Он стал неотъемлемым спутником наших приключений в мир экономики. Дети с удовольствием слушают истории из жизни Миши и помогают ему разобраться в трудных экономических ситуациях. А отвечая на вопросы из задачника мудрого Филина, ребята имеют возможность еще лучше разобраться в сложном, но интересном мире экономических взаимоотношений.

Большое значение в вопросе экономического воспитания дошкольников имеет работа с семьей. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом – ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Благодаря семье ребенок познает азы семейной экономики, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовых возможностях семьи, учится планировать бюджет и вести семейное хозяйство, знакомится с деньгами и учится ими оперировать. Поэтому одно из важнейших направлений в моей работе по экономическому воспитанию дошкольников – это работа с семьей.
Одной из наиболее интересной форм работы с родителями является организация семейного клуба, где все вместе: взрослые и дети решают познавательные, практические и игровые задачи экономического содержания. Так, распределяя домашние обязанности, дети учатся вести совместную хозяйственную деятельность, а также упражняются в бережливости и экономности. Обсуждая вместе с родителями семейный бюджет, ребята получают элементарные знания о доходах и расходах, о зарплате родителей, учатся планировать, правильно относиться к деньгам, считаться с потребностями и желаниями других членов семьи и т.д.
Работа по формированию экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему грамот3но вести хозяйство.

Ольга Бокарева,
воспитатель Аннинского детского сада «Росток».

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.