Одним из источников развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие.
Именно поэтому особое внимание необходимо уделить организации в групповых центров активности детей, в центре которых находится ребенок с его интересами, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы.
В нашем детском саду образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности. Каждая группа является отражением интересов и особенностей детей, педагогов и родителей. Количество и содержание центров активности определяется совместно с детьми.
Выбор центра — это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается Детский совет.
Во время утреннего сбора педагог презентует подготовленный в центрах материал. Выясняет, чем бы хотели заниматься дети.
Очень важно все детские идеи записывать на информационном листе – так называемой «Паутинке». Для удобства планирования, «паутинка» содержит картинки с изображением групповых центров активности.
Заполненная воспитателем «Паутинка» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят и дети и родители. Таким естественным и простым образом взрослые будут включены в образовательную работу группы. У ребят появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.
После выбора центра активности дети отмечают свое решение на Доске выбора, где ребенок фиксирует его с помощью условных обозначений или фото.
После того, как выбор центра сделан, действия спланированы, выбрано место работы и партнеры, воспитанники расходятся по разным центрам активности. Ребенок самостоятельно принимает решение, будет ли он работать один, в сотрудничестве с педагогами или другими детьми.
Задача воспитателя помочь ребенку спланировать свою деятельность. Вместе с тем, взрослые за счет дополнений в центрах создают условия для новых знаний, помогают ему быть успешным.
Во время работы детей в центрах активности воспитатель наблюдает за деятельностью детей, фиксирует свои наблюдения, оказывает необходимую помощь. На основании сделанных наблюдений педагог может планировать оснащение центров.
В процессе работы ребенок может поменять центр активности, или, выполнив всю работу в одном центре, продолжить ее в другом.
Во второй половине дня, после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центрах активности, проводится итоговый детский совет, куда дети приносят из центров все то, что они успели сделать.
Все работы раскладываются на ковре или около своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. На итоговом сборе каждый ребенок может прожить чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.
Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии: продемонстрировать общие итоги работы в центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить будущие планы. И еще одна, скрытая от детей задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. Результаты работы демонстрируются родителям.
После показа продуктов деятельности каждый дошкольник заполняет индивидуальные «чек-листы», где сам, или с помощью педагога фиксирует, какие центры он сегодня посетил. Это дает возможность показать родителям, как он прожил день в детском саду.
Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия в детском саду и осуществляется в соответствии с выбором ребенка. Принятие ребенком решений является основным элементом педагогического личностно-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений. Даже самые маленькие дети учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. А мы взрослые можем в этом посодействовать.

Ольга Бокарева,
воспитатель, Аннинский д/с «Росток»

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.