В методической литературе материал «Игры с блоками Дьенеша» можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки». В современной практике существует два вида логического материала: объёмный и плоский. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами.

Но более интересны игры с объемными блоками, их называют блоками Дьенеша.
Применение логических блоков в работе воспитателя помогает познакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развить мыслительные умения, усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Рассмотрим несколько игр, например, «Угадай». Целью игры является знакомство детей с понятиями форма, цвет, размер предмета.
Ход игры: Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу». Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок и говорит, какое его свойство надо угадать.
Игра начинается с одного свойства, если дети уже знакомы с блоками, то можно использовать несколько свойств.

Игра «Построим дом» служит для развития способностей к абстрагированию, анализу.
В игре принимают участие 5 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-кирпичики. Задача строителей — построить свой дом.
Ведущий по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-кирпичиком. Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Применение метода «Построения логических дорожек» позволяет сформировать у дошкольников умения выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину предмета, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Содержание:
На полу по кругу на расстоянии метра друг от друга расставлены три домика — дом Наф – Нафа , Ниф — Нифа и Нуф — Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно был ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.
Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета. Далее инициативу можно передать детям.
В ходе игры правила можно менять, задания усложнять: выкладывать фигуры по 2 штуки одинакового цвета, но разной формы.

Подводя итог, можно сказать, что использование игр с блоками Дьенеша у детей развивает способность расшифровывать информацию (на карточках), которую предлагает воспитатель; выработать умение выбирать и подбирать блоки по заданным свойствам; развивать математические способности детей.img_4320r_59b12242a3f99

Любовь Поваляева,

воспитатель д/с №4

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.