wr-1200.sh-18

В Воронежской области создается система профессионального обучения педагогов для работы с детьми-инофонами. Десять учителей-наставников из шести школ Воронежской области обучились в конце прошлого года по программе преподавания детям-инофонам в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина города Москвы. В 2020 году им предстоит создать внутришкольную сеть повышения квалификации педагогов школы, преподающих в классах с такими детьми.

Дети-инофоны (так называют тех, кто владеет русским языком как иностранным и не является исконным носителем русского языка) — часто дети мигрантов из бывших союзных республик.  Конституция России гарантирует им равную доступность школьного образования. Но таким ребятам  сложно реализовать свое право — мешает разный уровень знания русского языка. В этом состоит основная сложность преподавания.

Только в Нижнекарачанской средней общеобразовательной школе Воронежской области обучаются дети восьми национальностей — таджики, хемшилы (Абхазия), курды, киргизы, узбеки, цеченцы, цыганы. Школьники, переехавшие из стран СНГ и других городов, составляют 52% всех обучающихся школы.

Ребята учатся в составе обычных классов, отдельных образовательных групп обучающихся-инофонов не существует.

В нашем регионе одиннадцать школ, в которых ведётся преподавание русского языка для детей-инофонов. В четырех из них количество учащихся, для которых русский язык не был родным, превышает 100 человек. Ещё в трёх  — 60 человек. Всего же, в Воронежской области изучают русский язык 800 детей-инофонов.

Тем не менее, обучение помогает юным мигрантам почувствовать себя комфортно не только в среде сверстников, но и в остальном обществе. Позволяет не бояться и легко говорить на ином языке, психологически адаптироваться к условиям жизни в новом месте.

Отдельной сложностью становится отсутствие нужного количества специалистов, имеющих навык преподавания детям-инофонам.

Эту задачу решал краткосрочный образовательный интенсив.  Обучение проходило по результатам комплексного аналитического исследования по выявлению (идентификации) школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Знаниями с Воронежскими педагогами делились сотрудники кафедры современных образовательных технологий ФДО, к.п.н., доцент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина под руководством заведующий кафедрой Харламовой Марии Витальевны.

Четыре дня учителя МБОУ СОШ №79, гимназии Платонова, МБОУ СОШ №55, МКОУ Нижнекарачанской сош, МКОУ Верхнекарачанской СОШ, МКОУ Тойдинской СОШ овладевали методиками и эффективными формами работы в обучении русскому языку детей-инофонов. Для этих учителей понятие «дети-инфоны» основывается не на теоретических знаниях вопроса, а формируется в ежедневной практике преподавания предмета смешанному классу ребят, неравномерно знающих или плохо говорящих на русском языке.

Вопросы, обсуждаемые в ходе переподготовки, вызвали  живой интерес преподавателей. Специалисты, отметили практикоориентированность семинара и высказались о широких возможностях применения полученных  знаний. Эксперты акцентировали внимание, что любые из представленных методов  можно применять не только  на занятиях по русскому языку, но и при обучении другим иностранным языкам. Образовательная программа факультатива позволила подготовить учителей  к наставнической работе. Именно эти педагоги в будущем станут тьютерами внутришкольного обучения для коллег региона по направлению «Методики и эффективные формы работы с детьми-инофонами в школе».

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.