В статье рассказывается про актуальную технологию «Развивающий диалог»
Scan10113
Автор: Буракова Юлия Евгеньевна, воспитатель

 

 

 

 

 

Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников.
Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Л.С.Выготский
Рисунок1В период пандемии ребёнок оказался предоставлен самому себе, ничем не занятый и отчуждённый от родителей. Он пребывал в состоянии стресса и подавленности. Жизнь в замкнутом пространстве привела ребёнка к потере интереса к окружающему миру. Но как вернуть «почемучек» к яркой, интересной и весёлой жизни, которая была до пандемии? Ведь дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Существуют несколько задач развивающего диалога:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

 

  1. В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.
      Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

    • Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
    • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
    • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
    • Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.

    В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

  1. Следующий этап — проблемные вопросы.Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. 
      Существуют вопросы следующего характера:

    • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
    • Уточняющий (Верно ли?)
    • Почемучкин (Объясните, почему?)
    • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
    • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

    Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
    Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).
    Созданное правило помещается на файерволл(стену) правил и вопросов.
    Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
    Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
    Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
    Ну и как ни сказать о ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дошкольники играют вместе, коллективно. Примеряют на себя разные социальные роли, придумывают сюжет, самостоятельно выбирают атрибутику, предметы-заменители и, конечно же, общаются. И это происходит в возрасте 6-7 лет.
    Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:

    • Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
    • Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
    • Развито творческое мышление;
    • Развита самостоятельность и саморегуляция;
    • Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
    • Развита способность к рефлексии.
    • Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.
      В.М.Бехтеров

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.