Развитие речи, это один из важнейших и ключевых компонентов в развитии ребенка, благодаря которому он взаимодействует с миром, располагает к себе людей и становится успешным в среде своих сверстников. Ребенок, рождаясь на свет, активно использует различные средства познания мира и налаживания контакта с людьми. Приходя в детский сад, каждый из детей имеет свой жизненный опыт и свой уровень речевого развития. И мы, педагоги, должны максимально продуктивно развивать речь, речевое творчество у детей именно в дошкольном возрасте.
DSCN8185-—-копия
Автор: Резанова Марина, учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок, рождаясь на свет, активно использует различные средства познания мира и налаживания контакта с людьми. Приходя в детский сад, каждый из детей имеет свой жизненный опыт и свой уровень речевого развития. Отлично, когда ребенок уже в три – четыре года может четко и грамотно излагать свои мысли, ярко и эмоционально рассказывать стихи и сочинять сказки. Но таких детей не так много, и развитие речи, это один из важнейших и ключевых компонентов в развитии ребенка, благодаря которому он взаимодействует с миром, располагает к себе людей и становится успешным в среде своих сверстников.
А что же такое речевое творчество? От чего зависит его формирование? Над какими компонентами речевого развития мы-педагоги должны работать, чтобы развивать речевое творчество у детей?
Я думаю, прежде всего уровень развития речевого творчества зависит от внутреннего состояния ребенка, от его психологического настроя, а также от его речевой окраски: правильного звукопроизношения, дыхания, интонации, темпа, тембра. Также немаловажную роль играет пластика тела, умение управлять своими эмоциями, мимикой, жестами.
Наша главная задача, научить детей раскрепощаться, ведь только тогда и возможно речевое творчество, когда ребенок во время общения уйдет от закомплексованности, как речевой, так и физической.
Все эти составляющие мы должны начинать формировать у ребенка уже в дошкольном возрасте, это даст ему раскрепощенность, психологическую свободу, свободу движения, точнее развития крупной моторики, мимических мышц, свободу выражения своих эмоций. А если еще мы будем развивать все эти компоненты параллельно с речью, в итоге, при переходе на следующую ступень образования, мы получим уверенную в себе, целеустремленную, творческую личность.
Многие из нас, взрослых людей, с началом самоизоляции лично столкнулись с проблемой публичного выступления на публике, мы – взрослые, не всегда готовы к этому. А теперь представим ребенка, у которого не сформированы основополагающие компоненты, такие, как звукопроизношение, мимика, управление жестами, своими эмоциями. И как будет чувствовать себя ребенок, когда при всем при этом ему приходится как-то взаимодействовать с коллективом, общаться с педагогами, выступать на праздниках? Ему необходимо психологически быть готовым к работе на публике.
И прежде всего нужно говорить о пропедевтике речевого творчества! Очень важно понять, какие факторы благотворно влияют на его развитие? Я бы разделила их на два фактора: физиологический (и тут мы говорим о развитии артикуляционной моторики, развитии правильного дыхания, правильного грамотного звукопроизношения); и приобретенные факторы, которым ребенок научается в течение своей жизни (интонация, мимика, жесты, пластика тела, эмоциональная окраска).
А развивать эти факторы как раз и помогает техника сценической речи, элементы которой я применяю в нашей театральной студии, потому что она благоприятно влияет на формирование произносительной стороны речи у ребенка, и, используя ее в работе, я вижу эффективность ее применения.
Я работаю в детском саду учителем-логопедом, а также веду у ребят театральную студию. В нашей театральной студии есть некая разминка, где я стараюсь делать детей свободными, раскрепощать их: в артикуляции, в работе над дыханием, комплексы которых подбираются индивидуально на основании диагностики детей, в упражнениях на развитие общей, мелкой моторики, в упражнениях на развитие эмоциональной сферы, где ребята сами придумывают различные движения, звукокомплексы, произнося которые, отрабатывают четкость произношения, твердую или мягкую атаку голоса. Дети понимают, что можно управлять своим голосом, своим телом, чтобы выразить характер героя, его эмоции наиболее ярко. Ребенок искренне готов творить, если он будет свободен и психологически и эмоционально. И, когда он перевоплощается в образ через тантамарески, соответственно все меняется: и дикция, и интонация, жесты, мимика-все это передает характер героя!
Мы учимся показывать чувства через движения, настроение, цвет через движения. Как, например, показать лимон, или различные предметы и их действия и угадать их. Мы учимся придумывать сказки про несуществующих героев, про чувства и затем обыгрываем их. Мы учимся показывать через движения эмоции и угадываем их.
Таким образом давайте попробуем дать определение речевому творчеству – на наш взгляд это словесно-выраженные впечатления, эмоционально и телесно окрашенные.

эмоции-в-тантааресках-—-копия

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.