«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника»

Автор:Крюченкова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ Аннинский д/с ОРВ » Росток»
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствовать развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики, я считаю, состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать
Я работаю с синквейнами, и на своих занятиях вижу положительный результат их действия.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Синквейны помогут быстро и эффективно учить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, я начала работу с расширения и совершенствования словаря. Работая по составлению синквейна, я убедилась, что чем богаче словарный запас ребёнка, тем легче ему построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
В чём же его эффективность и значимость?
-Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
-Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
-Синквейн является игровым приемом.
-Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
-Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
Примеры

Машина
Новая, пластмассовая, грузовая
Везет грузы, едет по дороге, кузов поднимается
Мне нравится на ней возит груз
Транспорт
Марк 4.4.года
Мяч
Резиновый, зеленый, круглый
Играть, катать, кидать
Я люблю играть с мячом
Игрушка Катя 4,5.года

Детский сад
Новый, красивый. Лучший
Играть, рисовать,смеяться
Мне нравится мой садик
Дом
Милана, 4 года

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Постепенно дети привыкли к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратилось у нас в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
Таким образом синквейн:
-это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
-помогает пополнить словарный запас.
-учит краткому пересказу.
-учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
-сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
-составить синквейн получается у всех.
-помогает развить речь и мышление.
-облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
— это также способ контроля и самоконтроля.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.