Автор:Светлана Кутахина
20201030_100444-collageКак должно быть организовано пространство детского сада, в котором ребенок станет субъектом образования, что является основным посылом?
Представим спроектированную систему организации образовательной деятельности и общие механизмы, которые запускают огромную образовательную систему.
В Павловском детском саду «Мозаика» реализуется комплексная модель «Игропарк – Мозаика», которая характеризуется особенностями средовых и организационных решений. Модель средовых решений представляет собой образовательные аттракционы. Почему аттракционы? Концепция любого парка предполагает наличие развлекательных аттракционов. В нашем случае они «умные».
Аттракцион это групповое помещение, внутри которого реализуется определенная область детского развития. Например, речевая область реализуется в речевом аттракционе, художественно – эстетическое развитие реализуется в творческом и музыкальном, познавательное в интеллектуальном и исследовательском аттракционе, социально – коммуникативная область — в игровом, физическое развитие в спортивном аттракционе. Кроме того, для каждого аттракциона характерна определенная форма организации. Например, в речевом аттракционе работает телестудия, редакция, издательство. В исследовательском аттракционе – это химическая, физическая лаборатория и т.д. А значит и наполняемость соответствующая: лаборатория – пробирки, микроскопы, лупы, всевозможные препараты, материалы и так далее; редакция – фотоаппараты, штативы, планшеты.
По данным аттракционам дети свободно перемещаются, реализуя принцип «открытые двери».Пространство аттракционов легко трансформируемое, его легко изменить в соответствии с замыслом детей, что способствует развитию игры, инициативы, воображения. Созданы условия для свободного доступа детей к оборудованию, игрушкам, материалам.
Модель средовых решений предполагает наличие в рамках модели аттракциона «Грамотейка», который находится в холле детского сада и наполнен книгами для детей разного возраста, газетами, журналами, типографией, планшетами, телевизором с выходом в интернет. Все это дает возможность свободно посещать в любое время данную локацию и создавать продукты в виде детских историй, впечатлений о прочитанных книгах и т.д.
Для лучшей ориентации детям в пространстве нами разработана система навигации – знаково – символьная система, выполненная в разной цветовой гамме. Кроме того, на данный момент разработана цифровая навигация в виде QR–кодов, где зашифрована информация об аттракционе.
Среда в детском саду оформляется не для детей, а вместе с детьми. Она обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, мотивирующую функцию и носит развивающийся характер.
Так, мы считаем, что любое оформление должно быть «говорящим» для детей, учитывать их индивидуальность и динамику развития. Поэтому нами реализуется технология «говорящие стены». По всему пространству детского сада, на стенах, размещены сетки, где размещаются следы детской деятельности, будь то рисунки, фотографии, детские истории, зафиксированные взрослыми. Все демонстрируемые следы в среде имеет отношение к текущей деятельности, сделаны руками детей. «Говорящие стены» обращаются к ребенку, побуждают его к действию.
Дети склонны следовать правилам, которые сами утвердили и для которых придумали знаки, символы. Данные следы также располагаются по всему пространству детского сада: локациях, аттракционах.
Образовательный процесс в нашем саду представляет собой большую игру, выстроенную на инициативах всех участников и которая длится около месяца. А как известно, детям сложно удержать внимание на всех процессах, которые происходят в течение месяца. Поэтому нами разработано еще одно, интересное на наш взгляд, средовое решение — интерактивный кейс. Что это такое?Это оргстекло, которое располагается в холле детского сада, на котором можно рисовать, прокладывая свой маршрут в игре, можно прикреплять продукты деятельности, если того требуют правила. Можно шагать по клеткам шахматного поля – для того,чтобы узнать какие инициативы будут сегодня реализованные, то есть -это интерфейс игры – игровое поле. Также это место рефлексии всей деятельности в течение дня, месяца, а,следовательно, место речевой активности.
В устройстве группового помещения все имеет значение. Даже дизайн мебели, цветовое оформление стен и занавесок создает запоминающийся микроклимат и свое особенное ощущение для детей и взрослых в группе.
В заключении хочется сказать, что оформление аттракционов и других локаций действительно обращено к детям, будоражит их любопытство, подталкивает к самостоятельному действию, создает ощущение эмоционального комфорта, интересно само по себе и имеет смысл для конкретного ребенка, помогает освоить новые способы действия.
Правильно оформленная среда становится для ребенка третьим педагогом (после родителей и воспитателей). Ведь ребенок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нем задействовано все, что его окружает, все, с чем он может взаимодействовать, на чем задержать взгляд. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, культурные способы действия, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребенка.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.