Каждый общественный институт, вовлеченный в воспитание и образование, несет, в первую очередь, моральную ответственность за взросление ребенка — семья, школа и система образования.

О роли каждого из них мы побеседовали с экспертами в области детской психологии, прав ребенка и с сотрудниками правоохранительных органов. Как уберечь ребенка от необдуманных поступков? Кто такой юный гражданин и как законным образом выражать свои взгляды? Кто и в какой степени несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка? На самые острые вопросы ответили уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Попова Ирина Николаевна, заместитель директора ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» Насонова Дина Викторовна и начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Воронежской области, полковник внутренней службы Наталья Сергеевна Куликова.

«На нас, взрослых, лежит огромная ответственность за воспитание и защиту наших детей. Да, мы должны учить их отстаивать свои права, выражать свою точку зрения, но и должны учить соблюдать Закон!»

Эксперт подчеркнула, что взрослые имеют право предлагать ребенку свою точку зрения, оценивать события в соответствии со своими убеждениями. Но только с согласия родителей (законных представителей) и только до тех пор, пока это не перейдет в навязывание «единственно правильных» взглядов, в ограничение свободы убеждений.

Ирина Николаевна, чем опасно навязывание мнения и манипулирование сознанием?

Ирина НиколаевнаИрина Попова: «У несовершеннолетних, как правило, вообще не определена гражданская позиция и они максимально не способны защитить свои права.

Организаторы акций, которые привлекают к участию в них школьников, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и провоцируют у детей нарушения психики, поскольку детская психика еще не полностью сформирована, у них отсутствует жизненный опыт, не закреплены в сознании базовые ценности (уважение к взрослым, любовь к родине, помощь слабым).

Участие в митингах подростки расценивают как «крутой» поступок, заслуживающий одобрения и «лайков» в соцсетях. Они легко поддаются феномену «толпы», ломающей все вокруг и выкрикивающей любые лозунги, не задумываясь над их содержанием. Однако понятия о выражении своей гражданской позиции и участия в незаконных действиях у них размыты и неосознанны».

Каким же образом несовершеннолетний гражданин имеет право выразить свои политические взгляды?

Ирина Попова: «Ребенок, как любой человек, является членом общества, поэтому он вправе участвовать в его жизни и вносить свой вклад в развитие общества.

Конвенция о правах ребенка признает право каждого на свободу выражения своих взглядов, мнения и мысли, право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Свою позицию можно выражать в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».

Закрепляя право ребенка на свободу мирных собраний, Конвенция содержит оговорку о том, что при осуществлении детьми права на свободу мирных собраний могут применяться ограничения, обратила внимание уполномоченный по правам ребенка. Эти ограничения установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц».

  «Для вовлечения ребенка в различные массовые незаконные мероприятия используются технологии психологические, но проблема имеет социальную основу».

В большинстве учебников по подростковой психологии указывается, что в период переходного возраста (с 10-11 до 14-15 лет) у подростка на первый план выходит стремление к независимому поведению, «эмансипации» от родительского контроля, к всеобщему признанию своих прав. Об ответственности всех участников образовательного процесса и возможных посттравматических последствиях для ребенка рассказала заместитель директора ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» Насонова Дина Викторовна.

Дина Викторовна, где проходит грань «самостоятельности» у детей?

Дина ВикторовнаДина Насонова: «Любое уже экстремальное поведение детей у специалистов называется асоциальным поведением. Такое поведение изначально предполагает какое-то совершение преступления или создает условия для того, чтобы против него совершили подобное действие.

Рисуя социальный портрет такого ребенка специалисты в области воспитания и смежных спецподразделений, первой причиной возникновения асоциального поведения называют отсутствие родительского контроля».

Что испытывает ребёнок, оказавшийся в толпе?

Дина Насонова: «В толпе человек может проявлять психологические качества, совершенно несвойственные ему в обычной жизни. Главный фактор изменения поведения — ощущение анонимности, причисление себя «к толпе», «я как все», снятие со своих поступков персональной ответственности. Из-за ощущения личной безнаказанности проявляется жестокое, разрушительное поведение, характерное для агрессивной массы.

Человек ощущает давление окружающих, полностью вытесняющее его сознательную личность, легко поддается внушению и испытывает желание немедленных действий. Состояние единения с группой временно меняет психологические характеристики личности до неузнаваемости, человек действует как в гипнотическом трансе. У людей появляется чувство «всемогущества» и «непреодолимой силы», подчиняющее поведение инстинктам и стирающее понимание личной ответственности. Мирный в обычной жизни человек, может вести себя как агрессивный разрушитель и матерый преступник, без страха и моральных ограничений, не задумываясь о последствиях своих поступков».

Характерными ощущениями в толпе специалист назвала нервное напряжение и обострение общего эмоционального фона, что приводит к спонтанным необдуманным поступкам. Массовая истерия становится причиной трагедий, разрушений и человеческих жертв.

«Паника, часто возникающая в толпе, формирует неорганизованный людской поток, управляемый ужасом неопределенности, характеризующийся проявлением инстинкта самосохранения и отсутствием когнитивных функций. Ее провоцирует реальная или воображаемая опасность, внезапное пугающие событие, взрыв, крик или любой громкий звук. Людям, пребывающим в состоянии паники, свойственно повышенное эмоциональное возбуждение, неадекватность поведения, хаотичные, деструктивные действия неопределенной направленности. Также смятение характеризуется атмосферой повышенного беспокойства и тревоги. Неоспоримой является высокая опасность толпы в измененном паническом состоянии».

Каковы последствия для неокрепшей психики?

Дина Насонова: «Дети, попавшие в толпу (концерт, распродажа, теракт, массовые беспорядки и т.д.) по данным специалистов еще долгое время эмоционально возбуждены, нарушается сон, аппетит, появляется хаотичность действий, находятся под «впечатлением» увиденного (разрушения, кровь, драки и т.д.). Они вновь и вновь очень ярко и глубоко переживают травмировавшее их событие. Со временем к ребенку приходит осознание сделанного в толпе, страх за последствия и, как правило, нарушаются взаимоотношения ребенка с семьей, с окружающими, друзьями. Характерны неожиданная смена настроения, от спокойного состояния до раздражения или взрывчатости. У них могут возникать проблемы с концентрацией внимания и памятью.

Психика ребенка не готовая к таким сильным эмоциям, информации переживает травму, которая может давать последствия в течение длительного периода – до 2-х лет или преследовать «как эмоциональные следы» события всю жизнь».

Чтобы избежать потенциально опасных последствий, которые поджидают человека, оказавшегося в толпе любого вида, будь это концерт или очередь за скидками, специалист посоветовала научиться отделить свои эмоции от эмоций окружающих. Это позволит не снижать критичности мышления, более адекватно оценивать поступающую информацию, и соответственно, контролировать свои действия в толпе.

«Важно понимать, что толпа – это не просто скопление людей, что это может быть опасно, что она заражает».

 И все-таки, кто ответствен за нахождение ребенка в толпе?

Дина Насонова: «Если дети оказались в опасной для них ситуации, значит, что не те взрослые были рядом с ним, когда ребенок принимал решение туда пойти. Или взрослых и вовсе не было рядом. Сложно представить, что в семье с крепкими и доверительными родительски-детскими взаимоотношениями сработает психологическая уловка «не бери с собой телефон» или «не отвечай на звонки родителям».

Другой причиной становится низкая занятость детей во второй половине дня. Такие ребята не охвачены досуговыми мероприятиями, не мотивированы на их поиск.

Выстраивать работу необходимо именно с семьей. Формировать доверительные отношения. Когда родитель не использует ребенка как оружие в достижении каких-либо целей. Родители должны быть рядом с ребенком и интересоваться его жизнью».

Ст. 151.2 УК РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего

С правовой точки зрения вовлечение ребенка в потенциально опасные мероприятия ведет к различному уровню ответственности вплоть до уголовной. Букву Закона прокомментировала начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Воронежской области, полковник внутренней службы Наталья Сергеевна Куликова.

КуликоваНаталья Куликова: «Молодежь активно используют в политических интересах, при этом подвергают реальной опасности жизнь и здоровье наших детей. Нужно объяснить своим детям, что даже постоять в стороне во время митинга, уже может быть нарушением законодательства. Если дети или подростки идут на несанкционированный митинг или шествие, они подлежат ответственности наравне с прочими участниками правонарушения.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что за вовлечение несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни, законодательством предусмотрена уголовная ответственность».

 

 

 

 

 

 

 

«Мы максимально должны сделать все самое необходимое. Речь идет об ответственности взрослых за детей. Это работа с родителями, с школой, воспитание будущих педагогов. Важна работа с цифровой средой – особенно контентом. Важно знать, чем живет сегодня ребенок. И мы должны совместно этим заниматься». — министр просвещения Сергей Кравцов на 497 заседании Совета Федерации.

Фото предоставлены экспертами.
Автор: Анастасия Попова, пресс-служба департамента образования,
науки и молодежной политики Воронежской области.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.