С введением ФГОС в дошкольное образование каждый воспитатель старается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали ли бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Именно поэтому важно с самого раннего возраста научиться по максимуму использовать свой мозг для успешного дальнейшего обучения, запоминания и творческой деятельности. В данной статье мы рассмотрим, как же можно вникнуть в различные аспекты удивительной работы нашего мозга, познакомимся с ключевыми способностями, без которых обучение немыслимо, — памятью и творческим мышлением, узнаем какие интеллектуальные инструменты, необходимыми для развития умственных способностей, и в том числе такой инструмент мышления как – интеллект-карта.

Ключевые слова: интеллект-карта, мышление, потенциал, ассоциации, мнемоника.

            Мыслительный процесс мозга дошкольника может быть представлен в виде огромной машины – биологического суперкомпьютера, в котором мышление расходится лучами практически из бесконечного числа узловых центров. Тренируя все виды интеллекта в работе с ребёнком дошкольного возраста, мы включаем его на полную мощность. Ведь это самое эффективное время для развития интеллекта дошкольника. Как известно головной мозг человека состоит и двух полушарий: правого и левого, которые соединены между собой нервными волокнами. Нервные клетки отвечают за большинство мозговых процессов – мышление, память, речь и мышечные движения. В подавляющем большинстве случаев, люди используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Но использовать преимущественно одно полушарие своего мозга – это все равно, что, имея здоровые ноги, прыгать только на одной. Применяя метод интеллект-карт в работе с дошкольниками, задействуются оба полушария головного мозга ребёнка. Этот способ является бесценным и простым методом запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление (рис. 1).

2326546

Рис.1 Интеллект-карта, изображающая левое и правое полушария мозга и преобладающие в них процессы.

 

 

 

 

 

Мнемонические приёмы, используемые с дошкольниками, помогают расширить объём запоминания информации. Мнемоника – структура специальных приёмов, облегчающих запоминание нужной информации. Здесь речь идёт об использовании слов, картинок или систем, которые помогают ребёнку запомнить фразу, имя или ряд факторов. Воображение и ассоциации – краеугольные камни мнемоники. И чем грамотнее мы их будем применять в работе с дошкольниками, опираясь на специальные слова, числа или картинки, тем эффективнее будут развиваться мышление и память детей (рис. 2).

6786789

Рис. 2 Интеллект-карта мнемонические принципы.

1 Ощущения. Чем лучше дошкольник способен визуализировать и услышать вещь, которую пытается запомнить, ощутить её вкус, запах или прикосновение, тем проще ему будет извлечь данную информацию из памяти. Ведь всё что изучает ребёнок дошкольного возраста в течении его пребывания в детском саду, всё то от чего он получает удовольствие, проникает в мозг через ощущения: слух, зрение, обоняние, осязание и через движение в пространстве. И чем больше чувств будет задействовано им в исследовании информации, тем быстрее и проще он её запомнит.

2 Движение. При формировании мнемонического образа движение поставляет в мозг дошкольника большое количеством новых возможностей для установления связей и запоминания.

3 Ассоциации. Это присоединение нового материала к уже существующему посредством использования чисел, символов, шаблонов.

4 Юмор. Не надо бояться шутить с памятью – ведь смешные, забавные, несуразные образы запоминаются лучше всего.

5 Воображение. Оно не имеет границ, активизирует и стимулирует ощущения, а, следовательно, и мозг дошкольника.

6  Числа. Они делают воспоминания более конкретными.

7 Символы.  Это лаконичный и зашифрованный способ использования воображения и преувеличения дошкольника для закрепления его воспоминаний. Рисуя символы, каждый дошкольник как будто создаёт свой собственный логотип, который расшифровать сможет только он.

8 Цвет. Информация, выделенная цветом, запоминается лучше. Разноцветные изображения стимулирует ощущения, а мозг ребёнка получает удовольствие и радость от того что видит.

9 Порядок и/или последовательность. Можно располагать предметы в порядке от маленького к большому, группировать по цвету, сортировать по категории.

10 Позитив. Положительные образы больше подходят для запоминания.

11 Преувеличение. Создавая образы, увеличивайте их в размере, меняйте форму, это упростит запоминание.

Что же нам это даёт? Как мы уже знаем, для эффективной работы мозга нужно использовать оба полушария. Неслучайно вооброжение+ассоциации=память. Ведь два этих основополагающих принципа работы мозга лежат в основе интеллект-карт. Ассоциации являются ключевым элементом творческого мышления дошкольника, способные устанавливать связи между вещами. Из-за линейного обучения, мы привыкли пускать свои мысли по накатанной колее, где ассоциации заранее упорядочены, логичны, неизбежны и постоянны. Что же такое интеллект-карта и какие преимущества она даёт, применяя её с детьми дошкольного возраста? Интеллект-карта – графический и визуальный инструмент мышления для хранения, организации, упорядочения и воспроизведения информации. Каждое слово и образ на интеллект-карте – это ключ, открывающий дверь в мир конкретных фактов, идей и информации. Эти ключи позволяют в полной мере реализовать потенциал удивительного мозга дошкольника. Интеллект-карты стимулируют быструю, эффективную и естественную работу мозга ребёнка. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении дошкольника, который является основным в этом возрасте. Это связано с овладением им новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и т.д. Оно помогает малышам решать задания мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого ребёнок оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и явлений. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними. Преимущество этого метода от других в работе с детьми? Подобно дорожной карте Умственная карта: помогает охватить взглядом множество предметов и явлений; позволяет наметить или выбрать маршрут и подсказывает, куда и откуда двигаться; содержит в себе большое количество данных; помогает решать проблемы, подсказывая новые пути для творчества; позволяет действовать максимально эффективно; радует глаз; привлекает к себе глаза и мозг ребенка. Структура интеллект-карт учитывает все особенности головного мозга человека, поэтому их можно применять практически в любой области, связанной с мыслительной деятельностью, запоминанием, планированием и творчеством.

Автор: Подопригора Людмила Сергеевна

 Список литературы

  1. Бьюзен Т. Научите себя думать/Т. Бьюзен; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. – Минск: Попурри, 2014. – 224 с.
  2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт/Т. Бьюзен; пер. с англ. П. А. Самсонов. – Минск: Попурри, 2014. – 272 с.
  3. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память/Т. Бьюзен; пер. с англ. П. А. Самсонов. – Минск: Попурри, 2018. – 256 c

 

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.