Рособрнадзор разрабатывает платформу «Мои успехи», которая позволит ученику накапливать все свои достижения с юных лет в одном месте. Победы на олимпиадах, дипломы и сертификаты об успехах, спортивные награды – единая база «успешных» документов упростит процесс поступление в вузы и поможет анализировать учебное и профессиональное развитие ребенка.

Уже давно при подаче документов в университет абитуриент может добавить подтверждение личных достижений для получения более высокого места в рейтинге. Например, Воронежский государственный университет при зачислении учитывает наличие диплома с отличием, статуса чемпиона и призера олимпийских игр, дипломы победителя и призера ряда олимпиад. Это долгий процесс, так как каждый диплом загружается отдельно. Кроме того, есть вероятность, что за годы обучения некоторые сертификаты и дипломы могли быть потеряны. Поэтому единый сервис по накоплению персональных побед сможет сократить время поиска необходимых документов – они сразу будут загружаться в базу.

«Для вузов могут быть интересны не только баллы ЕГЭ, но общий портрет абитуриента: как он двигался по жизни, какие у него были успехи», – пояснил в ходе экспертного совещания руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Определение цифрового портфолио

диплом

Цифровое портфолио – это база индивидуальных достижений ученика в электронном виде. Они фиксируются, собираются и оцениваются в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, общественной.

Постепенно накапливающиеся сведения об успехах ребенка позволят педагогам анализировать и корректировать образовательную траекторию ученика. Родители смогут проследить, в каком направлении лучше развивается ребенок. А сам ученик проведет анализ своих сильных сторон. Это поможет при выборе будущей профессии.

Экспертные группы обсуждали подобные проекты, но раньше не было технической возможности для их реализации. Платформа Рособрнадзора «Мои успехи» – часть работы в ходе развития цифровой образовательной среды, заложенной в национальном проекте «Образование».

 

Для чего нужен цифровой банк достижений?

только тетрадь

  1. Для участия в конкурсах и профильных сменах. Организаторы всероссийских учебных мероприятий нередко просят, кроме самого конкурсного задания, прикрепить портфолио. Образовательные профильные лагеря также выбирают участников на основе индивидуальных достижений. Сейчас из-за отсутствия единой системы ребятам приходится каждый раз собирать пакет документов и долго заполнять заявку. Процесс упростится с появлением общей платформы.
  2. Для выбора лучшего учебного заведения. Богатая электронная коллекция достижений позволит заявить о себе с лучшей стороны любому вузу или другому авторитетному учебному заведению. Современная система портфолио, дающая выпускнику дополнительные баллы при поступлении, не является универсальной.
  3. Для анализа успеваемости. Если говорить о школьной системе оценивания, то сейчас классный руководитель ежегодно заполняет бумажное портфолио на каждого ученика, куда добавляются успехи обучающегося в разных сферах. Это трудоемкий и неудобный процесс. Кроме того, если ребенок захочет перейти в другую школу, то выбранная школа никак не увидит это портфолио, только если ученик самостоятельно его полностью сформирует и предоставит. Цифровое портфолио минимизирует энергозатраты учителей, родителей и учеников в этом вопросе.
  4. Для построения индивидуального пути развития. Школьнику важно видеть, чем он отличается от других, где его сильные стороны, в каком направлении стоит дальше двигаться. В чем твоя «суперсила»? Намного проще ответить на этот вопрос, когда достижения видны сразу за все годы учебного, спортивного и творческого труда.

 

Какую информацию включат в цифровое портфолио?

дети

В первую очередь в электронную копилку достижений войдут успехи в области образования, спорта и культуры. Примерный список сведений для информационного портфолио может стать таким:

  • дипломы победителя и призера Всероссийских олимпиад и олимпиад, включенных в перечень Министерства просвещения;
  • победы в конкурсах регионального и федерального уровней;
  • участие в чемпионатах WorldSkills;
  • участие в научных конференциях, публикация в периодических изданиях;
  • спортивные достижения;
  • участие в официальных волонтерских движениях;
  • различные мероприятия и внеурочные успехи.

Также портфолио может содержать рекомендательные письма педагогов и руководителей проектов, отзывы научных руководителей.

 

Зарубежная и российская практика

В Америке и странах Европы работа с электронным портфолио систематизирована с 1990х годов. Часто модели портфолио разрабатываются и тестируются на базе учебных заведений при участии научно-исследовательских коллективов. Такая инициатива поддерживается и финансируется из федеральных средств. Например, в США с конца 1980х — начала 1990х годов в рамках деятельности Коалиции базовых школ созданы рабочие группы, объединяющие ряд школ, вводящих технологии портфолио в профильное обучение. Одновременно в штатах Вермонт, Калифорния, Коннектикут, Мэриленд, Нью-Йорк, Техас разрабатываются собственные системы альтернативного оценивания. Эти шаги приводят к трансформации сложившейся системы тестирования на уровне штата и помогают сохранять преемственность между начальным, средним и высшим образованием.

В европейском опыте цифровых портфолио особое внимание уделяется вопросам интернационализации начального и непрерывного профессионального образования. Страны Европы стремятся к взаимному признанию сертификационных и квалификационных документов. Получается, что школьник или абитуриент без труда сможет поступать в учебные заведения Евросоюза, предоставляя, помимо отметок в школе, свой цифровой банк достижений. Эта практика расширяет границы возможностей получения лучшего образования для ученика или студента.

В Росси опыт ведения цифрового банка достижений серьезно реализуется пока что только в некоторых вузах и школах. Любая образовательная организация, желающая сейчас вести цифровое портфолио учеников, сталкивается с рядом проблем, начиная с выбора формата ведения банка достижений до технических средств реализации. На сегодняшний день это отдельные попытки инициативных учреждений.

 

Безопасность доступа

мобильник

Создание сервиса цифровых портфолио на федеральном уровне обеспечит необходимый уровень защиты данных. Размещение личной информации возможно только с согласия ребенка и семьи, и доступ к этой базе станет открыт только ограниченному количеству организаций (например, университетам). Специалисты Рособрнадзора подчеркивают, что в вопросе создания сервиса «Мои успехи» особое внимание уделяется технологиям защиты данных. Для общества подобные ресурсы уже не новы – порталы Госуслуги и Дневник.ру хранят личные данные тысяч россиян.

Ведение электронного банка достижений – одно из главных направлений современного практикоориентированного обучения. Содержание портфолио обучающегося демонстрирует не только его учебные компетенции, но и способность к самоорганизации, коммуникативные и мыслительные навыки. Цифровое портфолио должно стать элементом целостной стратегии образования.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.