png

Любовь к Родине начинается с малого: с любви к своей семье и к месту своего рождения. Уникальную возможность для воспитания у школьников этого чувства даёт соединение обязательного программного содержания учебного предмета «Родная (русская) литература» с краеведческим материалом, который является непосредственно литературной жизнью родного края.
Учителя по-разному могут вносить краеведческий материал в основной курс родной (русской) литературы и для этого использовать различные методы и приёмы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
unnamed-fileИменно поэтому в своей работе учителю необходимо уделять особое внимание системно-деятельностному подходу. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Например, при изучении раздела «Преданья старины глубокой» предмета «Родная литература», учитель организует проектную деятельность обучающихся на тему «Сказочники Воронежского края». Учащиеся самостоятельно подбирают материал о самых известных сказочниках, читают их произведения: А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой, А.Н. Афанасьеве, собирателе русских народных сказок. Чтобы проверить и закрепить знания учащихся по данной теме можно провести викторину «В гостях у сказки», посвящённую жизни и творчеству сказочников Воронежского края.
Изучая произведения по родной литературе, посвящённые родным просторам нашей страны, целесообразно включить в содержание урока стихотворения Кольцова и Никитина о родном крае. К занятию учащимся нужно осуществить поиск и сбор информации о данных поэтах. Эту работу они выполняют в группах: «Биографы», «Литераторы», «Географы», «Чтецы» (1 группа: Биография Кольцова, Никитина, 2 группа: Посещение памятника Кольцову, Никитину и его описание», 3 группа: Предметы, географические объекты в Воронеже, которые хранят память об этих поэтах, 4 группа: Выразительное чтение наизусть стихотворений о родной природе Кольцова, Никитина). С помощью сети Интернет ребята могут совершить виртуальную экскурсию в литературный музей им.Никитина. Обобщить полученные знания учащихся желательно в форме игры «Кольцов и Никитин – певцы Воронежского края». Ребятам предлагается вспомнить факты из жизни поэтов, кому принадлежат строчки из стихотворений, решить кроссворд, определить, кому из поэтов принадлежат те или иные объекты в Воронеже, угадать по словесному описанию памятник.
В разделе «Тепло родного дома» предлагается изучение произведений И.А. Бунина. Учитель даёт задание ребятам собрать информацию о том, как связан Бунин и Воронеж, есть ли у писателя произведения, в которых он даёт описание нашего города? Например, Иван Бунин в повести «Натали» рисует картины зимнего Воронежа начала ХХ века, куда главный герой приезжает в январе на студенческий бал.
unnamed-file1Изучать историю родного края по художественным произведениям становится очень интересно, когда они вовлечены в поисковый и творческий процесс . Так при изучении раздела «Города земли русской» учителю можно организовать выставку «Образ Воронежа в литературе». Для этого ученикам необходимо найти воспоминания писателей, отрывки из их произведений, стихотворения, посвящённые городу Воронежу. ( См. В.А. Кораблинов «Воронежские корабли», О.Э. Мандельштам «Воронежские стихи», А.А. Ахматова «Воронеж», А.П. Платонов «Чевенгур»). Также к этим произведениям дети могут создать рисунки, поделки, сочинить свои стихотворения о Воронеже, написать сочинения-миниатюры о родном городе.
Например, в 5-м классе можно включить в уроки раздела «О ваших ровесниках» чтение и анализ рассказа А.П. Платонова «Маленький солдат». После изучения данного произведения детям предлагается создать литературную газету «Дети войны. Какие они?»
Не менее интересной является работа учащихся над сочинение с элементами описания памятника писателю на тему «Навстречу мне шёл Платонов…».
Таким образом, используя педагогические технологии деятельностного типа на уроках родной (русской) литературы учитель вовлекает школьников в литературно-краеведческий поиск, исследование, тем самым воспитывает любовь к Родине и родному краю, а главное — умение учиться. Вы только вспомните, с какой гордостью ребёнок произносит фразу: «Это я сам сделал!»

Автор:Автор: Малина Ольга Сергеевна (учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №9) miloserdowa.olga2011@yandex.ru

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.