IMG_0247

Около 200 педагогов со всей страны обсудили аспекты деятельностной педагогики во время Международной конференции «Деятельностная педагогика и педагогическое образование». В конференции приняли участие 4 академика РАО, более 60 докторов и кандидатов наук с 10 по 14 сентября.

Воронеж встречает это образовательное мероприятие уже в девятый раз. Образовательное сообщество представляли преподаватели и ученые из Воронежской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Великого Новгорода. Республики Татарстан, Смоленска и Ярославля, Челябинска и Старого Оскола, Саратова и Республики Башкортостан, Алтайского края, Республики Беларусь и ДНР, Республики Болгария и Республики Ботсвана.

Специалисты рассмотрели ряд вопросов:

  • технологии деятельностного обучения,
  • активные и интерактивные формы организации учебного и воспитательного процесса на разных ступенях образования – от дошкольного до высшего,
  • проблемы реализации дистанционных и смешанных форм обучения,
  • направления обучения и повышения квалификации взрослых,
  • тьюторское сопровождение.

Воронежские педагоги анализировали совместно с учеными свой опыт и наметили дальнейшее профессиональное развитие. Конференция организована на базе Воронежского института развития образования им. Н.Ф. Бунакова.

Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ Татьяна Ковалева высказалась о необходимости к принятым в европейской традиции большим группам компетентностей hard skills, «жесткие» навыки, и soft skills, «мягкие» навыки, добавить отдельную группу навыков, направленных на саморазвитие, «self skills».

– Компетентностный подход в образовании является общим языком, на котором различные участники образовательного процесса обсуждают проблемы современного образования и имеют возможность согласовать свои позиции. «Self skills» возможно формировать как в процессе обучения, так и в образовании в целом. Их сформированность позволяет затем каждому выстраивать и реализовывать свою индивидуальную образовательную программу, – отметила председатель Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Татьяна Ковалева добавила, что сегодня учителю не надо бояться экспериментировать:

– Ранее все наше образование было построено так, что заранее ученику было понятно, что необходимо для того, чтобы приобрести профессию, обеспечить свое будущее. Сегодня учителю преподавание любого предмета надо развернуть так, чтобы ученик понимал, что если он не может сегодня выполнить что-то, то завтра он сможет найти возможности для реализации своего интереса, когда сейчас все не ясно, интерес всегда помогает жить и развиваться. У ученика есть школьные годы для поиска и определения своих интересов, а учитель должен ему в этом помочь.

Профессор МГУ Боровских Алексей обсудил с участниками проблемы геймификации современного образования и способы формирования учебной мотивации.

– Инструменты опосредствованной мотивации существуют, широко применяются, основаны на вполне серьезном исследовании законов человеческой психики и даже приносят доход, например, в производстве компьютерных игр. Нами были проведены эксперименты, которые показали безусловную результативность применения этих инструментов и в образовательной деятельности. Нам удалось разработать способы употребления для трех простейших инструментов опосредствованной мотивации – «баллов» («очков»), «статусов» и «рейтингов». Основной идеей этих способов является превращение средств мотивации из «внешних» средств управления поведением во «внутренние» по схеме интериоризации Л.С. Выготского.

Воронежские участники конференции Людмила Бачурина и Наталия Ярчикова представили результаты поисков новых форм непрерывного профессионального совершенствования педагогов, разработанных лабораториями ВЦПМ. Основа представленной модели – самостоятельность и умение выбрать свой путь в море возможностей, а также формирование этого моря возможностей педагогическим сообществом.

В подготовке и проведении конференции приняли участие ученые из Москвы и других городов России:

  1. Наталья Алтыникова, к. пед. н., проректор по. стратегическому развитию Новосибирского государственного педагогического университета
  2.  Никита Анисимов, к. ф.-м. н., ректор НИУ ВШЭ
  3. Олег  Анисимов, д. псих. н., профессор РАНХ и ГС
  4. Александр Аронов, к. ф.-м. н., доцент, член-корр. МАНПО, ведущий научный сотрудник МПГУ
  5. Руслан Бозиев, д. пед. н., профессор Гжельскогго государственного университета
  6. Владимир Борисенков, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО
  7. Ольга Глазунова, старший научный сотрудник Института русского языка и культуры филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
  8. Вадим Гриншкун, д. пед. н., начальник департамента информатизации образования ИЦО МГПУ, член-корреспондент РАО
  9. Нина Громыко, к. фил. н., зам. директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы
  10. Юрий Громыко, д. псих. н., профессор, академик РАЕН, директор института опережающих исследований им. Шифферса
  11. Светлана Иванова, д. филос. н., научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО
  12. Илья Каплунович, к. псих. наук, доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ (Новгородский филиал)
  13. Ольга Карабанова, д. псих. н., заведующий кафедрой МГУ
  14. Светлана Кац, научный сотрудник Лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
  15. Михаил Кларин, д. пед. н., главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, член-корреспондент РАО
  16. Татьяна Ковалева, д. пед. н., профессор, зав. лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, председатель Межрегиональной тьюторской ассоциации
  17. Михаил Лукацкий, д. пед. н., заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования ИСРО РАО
  18. Владимир Львовский, к. псих. н., заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования МГПУ
  19. Алексей Обухов, к. псих. н., ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
  20. Людмила Петерсон, д. пед. н., научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики
  21. Юрий Поваренков, д. псих. н., профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  22. Катерина Поливанова, д. псих. н., научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
  23. Марина Половкова, к. псих. н., заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы
  24. Борис Пружинин, д. философ. н., заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии»
  25. Виталий Рубцов, д. псих. н., профессор, академик РАО академик РАО, президент МГППУ
  26. Александр Савенков, д. пед. н., д. псих. н., директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
  27. Михаил Сапунов, к. философ. н., гл. редактор журнала «Высшее образование в России», профессор КНИТУ
  28. Владислав Сериков, д. пед. н., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО
  29. Юрий Слепко, д. псих. н., декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  30. Сергей Смирнов, д. псих. н., профессор МГУ
  31. Елена Ушаковаа, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета
  32. Марина Фроловская, д. пед. н., профессор Алтайского государственного университета
  33. Владимир Шадриков, д. псих. н., профессор МГПУ, академик РАО
  34. Ирина Шалыгина, к. пед. н., доцент, руководитель отдела по экспериментальной и инновационной деятельности НОУ ДПО «Институт СДП».

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.