Каждый ребенок, как известно, уникален и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы создали условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому ребенку предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-пространственной развивающей среды (ППРС). Для этого в группах созданы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать возникновение разнообразных игр и видов детской деятельности. Наполняя центры определенным содержанием, мы ориентируемся на:
— возрастные и индивидуальные возможности детей;
— интересы и предпочтения детей;
— текущее образовательное событие.

img_20210325_112714_resized_20210827_053224257
 В одном и том же ЦА может работать ребенок, развитие которого в данный момент находится в зоне ближайшего развития (ЗБР) и выполняет задания с помощью взрослого, а также, ребенок, который может выполнить это же задание самостоятельно, т.е. находится в зоне актуального развития (ЗАР). Однако, перед современным педагогом стоит задача — обеспечить реализацию детской идеи, замысла за счет создания особого пространства – пространства детской реализации (ПДР).
Именно здесь ребенок не только проявляет инициативу, но идет своим путем, только ему одному известным. И взрослый не вмешивается в деятельность малыша, не корректирует ее, а осторожно наблюдает и позволяет ребенку окунуться в творческий процесс, чтобы получить новый, им задуманный продукт деятельности.
 Каждый ЦА имеет свое направление развития.
1.Социально – коммуникативное развитие:
*Центр игры (сюжетно – ролевые игры)
2.Познавательное развитие:
*Центр сенсорных и математических игр
*Центр дидактических игр
*Центр экспериментирования
*Центр «Наша Родина»
3.Речевое развитие
*Центр дидактических (словесных игр)
*Литературный центр
* Центр грамотности
4.Художественно – эстетическое развитие:
*Центр музыки
*Театральный центр
*Центр конструирования
*Центр творчества
5.Физическое развитие:
*Центр движения

m_100_3123
 Многие центры активности имеют стандартное или статичное наполнение, т.е. независимое от текущего образовательного события. Так, например, в центре конструирования находятся разные виды конструктора, но вдруг появляется герой, для которого необходимо сделать постройку. Ребенок сам решает, придумывает, что он будет конструировать.
В центре творчества всегда есть изобразительные и нетрадиционные материалы и т.д. Здесь тоже создается проблемная ситуация, которая активизирует детей к деятельности. В центре грамотности имеются различные журналы, газеты, буквы, которые активизируют творческий процесс детей, в результате чего получается новый полезный продукт.
Насыщение, пополнение и сменяемость центров активности зависит от темы образовательного события и возникающих идей, инициатив детей, выявленных на детском совете. Воспитанники сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Детям предоставляется возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Игровые центры и работа в малых группах дают возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Дети многому учатся друг от друга. Завершается образовательное событие общим итоговым продуктом.
Предлагаем вашему вниманию организацию ЦА с учетом индивидуализации развития на примере образовательного события «Взрослые и дети». Несколько образовательных сюжетов этой темы были посвящены профессиям взрослых.
  В центрах игры ведущее место занимает сюжетно — ролевая игра. В этой игре дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Конечно, сюжетно – ролевые игры на этапе дошкольного возраста имеют существенные различия.
В младшем дошкольном возрасте закладываются перспективы для развития сюжетно-ролевой игры в дальнейшем. Главное здесь для педагога – поддержать желание детей. Игровой и жизненный опыт малышей невелик. Дети проявляют инициативу, подают идею, выбирают игровой сюжет. Но в силу возрастных особенностей малышей продолжение игры, рождение нового творческого продукта, чаще всего, получается под руководством педагога. Экскурсии детей по детскому саду, беседы о профессиях, посещения с родителями магазинов, супермаркетов, поликлиники влияет на развертывание простейших игровых сюжетов. С одной стороны, педагог осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой малышей. Дает советы, направленные на развитие игры, с другой стороны, сам идет за детьми, предоставляя им возможность самостоятельно развивать сюжет, изменяя лишь предметно-игровую среду, поддерживая тем самым интерес к игре. Педагог одновременно наблюдает за детьми, за тем, как они общаются, у кого проявляются предпосылки организатора игры, анализирует плюсы и минусы.
Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие по – 5-6 человек – группы на основе личных симпатий, привязанностей. Дети самостоятельно организуют игровой сюжет. Их игровой опыт, воображение позволяет сделать выбор, воплотить свои идеи, замыслы. В этом возрасте начинают проявляться лидерские, организаторские способности детей. Дети – лидеры завоевывают авторитет в группе, с ними считаются большинство детей. Данную особенность этого возраста мы учитываем при руководстве игрой. Помогаем детям из многих предложений выбрать самое интересные, но при этом не оставляем без внимания другие предложения, и по мере возможности, предлагаем детям использовать их. Воспитывая тем самым, умение уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступать личными желаниями.
Так, в средней группе есть дети, которые проявляют уникальные способности. Например, лидерские. Девочка не просто сама выбирает игровые сюжеты, организует сюжетно — ролевые игры, но и помогает детям распределить роли так, чтобы не было никому обидно. Дети под ее руководством расходятся по различным игровым точкам. Очень важно поддержать таких детей в данном периоде развития, так как к старшему возрасту они могут охладеть к данной деятельности, перегореть. Педагоги, учитывая эти индивидуальные способности ребенка, предлагают поучаствовать в организации режимных моментов, например, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.
Кто знает, возможно, в будущем, эта девочка станет руководителем кампании, умеющим подбирать кадры и управлять ими.
Дети, которые отличаются творческими способностями, всегда привлекают внимание своих сверстников. Они непроизвольно организуют других детей вокруг себя и погружаются все вместе в деятельность. Так, в средней группе есть мальчик, умеющий прекрасно лепить динозавров, ему нравится космическая тематика, он создает композиции на космическую тему, и выступает ментером для своих товарищей, т.е. обучает их вместо педагога. Удается ему это подчас гораздо лучше, чем взрослым.
Еще пример. У нас в детском саду есть очень увлеченный ребенок,
который проявляет интерес к русскому и английскому языкам. Русские буквы являются для него предметом создания различных игровых ситуаций: мальчик конструирует буквы из различных материалов, составляет слова, название животных, профессий в алфавитном порядке, переводит песенки с английского языка на русский. Любое образовательное событие, образовательный сюжет находит свое отражение в его играх с буквами. А ведь ему всего 4 года. Он автор своих краткосрочных и длительных проектов. Один из его творческих продуктов – альбом – реклама «Книги по алфавиту», в котором для каждой буквы русского алфавита он подобрал название книги. Педагоги этой группы стремятся создать для него предметно – игровую среду так, чтобы он двигался дальше в своем развитии. В группе есть буквы из разных материалов, подборка игр по обучению грамоте, книги, которые интересны именно ему, песенки на английском языке. В дальнейшей жизни, может быть, этот ребенок свяжет свою судьбу с профессией лингвиста, филолога, переводчика.
В старшем дошкольном возрасте игровой и жизненный опыт дошкольников становится богаче, а значит, и творческие проявления становятся более яркими.
Детям этого возраста свойственно самостоятельно выбирать игровые сюжеты, образы. Педагог лишь создает условия для развития детского воображения и создания пространства детской реализации, не вмешиваясь в ход игры дошкольников.
В наше современное время на слуху много новых профессий (банкир, художник – модельер, дизайнер, менеджер, программист и др.) и детей привлекают новые игровые сюжеты: «Банк», «Дом моделей», «Монополия», «Автосервис» и др. Например, мы заметили, что дети стали приносить в детский сад ненужные дома дисконтные карты и играли в магазин, «расплачиваясь» ими. Затем мы обсудили, где приобретают эти карты, что на них указывается (название карты, имя, фамилия), что такое «банк», кто там работает. Так возникла идея организовать сюжетно – ролевую игру «Банк». Дисконтные карты ребята сделали сами, подписали свое имя, фамилию, название карты – «детский сад № 6». Эта игра длилась неделю. В течение дня дети набирали бонусы или баллы, их количество указывалось на обратной стороне карты. Бонусы дети получали за хорошо проведенное дежурство, порядок в центрах активности, за соблюдение правил в группе. Ответственный за начисление бонусов был банкир, который избирался каждый день. Затем, в конце дня в группе проходил аукцион: дети на полученные бонусы выкупали скрепыши, наклейки, раскраски, значки, т.е. то, что было актуально для детей. Эта игра помогла раскрыть организаторские способности детей, умение общаться, подчиняться правилам игры. Решались в ней и образовательные задачи (по обучению грамоте, математике, финансовой грамотности, ознакомлению с окружающим миром). Учитывая эти потребности детей, мы в свою очередь, дополнили центры игры игровыми маркерами, ширмами, контейнерами и т.д. Дети активно приносили из дома разные коробки, упаковочную бумагу, фантики, открытки, ненужные газеты, журналы, придумывали, как их потом использовать, сами трансформировали игровые маркеры для разных сюжетно – ролевых игр.
Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Так, задуманная игра «Стройка» неожиданно переросла в новый игровой сюжет, и у детей построенное здание уже стало дворцом бракосочетания. Вовремя поддержав инициативу детей, педагог подсказал, что на машине не хватает свадебного банта. И вот уже готов свадебный кортеж.
Мы, как педагоги, не навязываем свои правила игры, но от нас зависит, насколько творческая игра может захватить ребенка, чтобы он испытал наслаждение от проявления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, в каждую минуту своей жизни, иной раз и в самую неподходящую (с нашей точки зрения).
В процессе реализации данного образовательного события в подготовительной к школе группе у детей родилась идея побольше узнать о профессии журналиста, побывать в роли журналистов и взять интервью у своих товарищей о том, кем они станут, когда вырастут. Результатом этой игры стал выпуск газеты «Все профессии важны, все профессии нужны». Эту газету мы разместили в литературном центре.
Результатом каждого образовательного события был творческий игровой проект ребенка. Свое отражение проекты находили в центрах активности познавательного направления. Это образовательное событие не было исключением. Каждый день на детском совете дети обсуждали, что они хотят узнать о профессиях взрослых и пришли к выводу, что было бы интересно, если каждый ребенок рассказал бы о профессиях своих родителей. Мы поддержали идею детей. В итоге возник семейный проект «Профессии моих родителей». Родители откликнулись и оформили газеты, папки – передвижки, плакаты с фотографиями и описанием своей профессии.
Дети с большим воодушевлением рассказывали о своих родителях, важности и значимости их профессий.
Центр творчества – самый выбираемый центр детьми. Именно в этом центре дети проявляют свою фантазию, воображение, изобразительные навыки, творческие способности. Тема профессий взрослых нашла свое яркое отражение в этом центре. Дошкольники старшего возраста организовали фабрику, дизайн – студию, в которой работали модельеры, дизайнеры одежды, обуви, посуды. Центр был наполнен разнообразным изобразительным материалом. Каждый ребенок сам выбрал, что он будет производить на фабрике, придумывал свой стиль, дизайн. Затем была организована выставка – продажа изготовленных изделий. Так возникла сюжетно – ролевая игра «Мы – дизайнеры».
Центры активности, организованные таким образом, являются важным стимулятором, творческим двигателем индивидуального развития детей под чутким руководством педагогов.

Автор: Галина Алексеевна Тучина galina.tuchina2014@yandex.ru

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.