image-13-01-22-04-02-1

Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать.
                                                       Сесиль Лупан

 

Современную Россию трудно назвать самой читающей страной, хотя еще в прошлом веке мы по праву гордились этим титулом. По мнению многих экспертов, в ближайшем будущем интерес к книге будет только падать.
Потеря детьми интереса к чтению в настоящее время является одной из самых серьезных и трудноразрешимых проблем. И у этой проблемы есть ряд причин.
В век развития информационных технологий чтение, по мнению многих подростков, является не актуальным, не модным. Социальные сети, Интернет и компьютерные игры помогают им уйти в виртуальный мир. Год от года педагоги отмечают низкий уровень читательской культуры школьников. И если бы не обязательные уроки литературы, к которым дети зачастую относятся как к тяжёлой повинности, то многие так и не взяли бы в руки книгу. У большинства ребят литературный опыт ограничивается произведениями школьной программы.
  А ведь чтение – прямой источник грамотности. Чем больше человек читает, тем грамотнее его письменная и устная речь. Только читающий человек способен мыслить, анализировать, точнее формулировать свои мысли.
Если спросить современного школьника «любит ли он читать», то скорее всего он ответит «нет», хотя еще совсем не давно признаться в этом было бы стыдно. И отсутствие времени не является весомым аргументом, ведь даже при его наличии человек не всегда обращает свой взор в сторону книги.
Утрата традиции семейного чтения также является одной из причин потери интереса к чтению. В этом году я столкнулась с тем, что многие первоклассники не знают русских народных сказок. Думаю, что здесь есть и вина родителей, у которых нет времени, а скорее всего желания заниматься с собственным ребенком. А ведь именно родителям обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
В семьях, где родители любят читать, развивается вкус к чтению и у детей. Если ребенок видит неподдельный интерес к этому процессу со стороны мамы и папы вскоре у него самого появится такое же стремление.
Когда в доме есть библиотека, у ребенка невольно возникнет желание достать книгу с полки. Сначала он только ограничится рассматриванием картинок, но потом ему захочется понять какая же тайна скрыта в этих закодированных письменных знаках.
Тихие семейные вечера вместе с книгой будут приобщать детей к миру книг. Совместные чтения вслух, обсуждение прочитанного, сближает всех членов семьи, помогает родителям лучше узнать своего ребенка, понять его интересы и увлечения. Хорошо, если такие семейные чтения станут традицией проведения каждодневного досуга.
Цицерон говорил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Поэтому одна из задач родителей, подружить детей с книгой, научить их наслаждаться этим действом, вернуть уют домашнего чтения.
Л.С. Выготский считал, что прежде, чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, нужно заинтересовать его ею. Показать ребятам прелесть чтения, научить любить книгу для того, чтобы через литературу, художественное творчество они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями – вот то, что является целью уроков литературного чтения.
Важным фактором в общем и литературном развитии личности младшего школьника является воспитательная работа. Участие учеников во внеурочных формах работы с детской книгой — это показатель формирования у них читательской самостоятельности, их литературного развития.
Очень часто при переходе в среднее звено успеваемость детей снижается. Учителя – предметники объясняют это неосознанным и медленным темпом чтения. Овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – одна из важнейших задач, которая стоит перед учителем начальных классов.
В конце каждой четверти я провожу мониторинг чтения, результаты которого каждый ребенок заносит в индивидуальную карту развития чтения.
Начиная с первого класса, ребята ведут «Читательский дневник». Помимо автора и названия книги, дети записывают в него героев, интересный отрывок, свое отношение к героям, делают иллюстрацию к понравившемуся отрывку. От класса к классу задания необходимо усложнять. Потом ребятам можно предложить поразмышлять о том, что хотел автор показать своим произведением. Это учит ребят анализировать, выделять главное.
Соревновательный момент является стимулом для развития навыков чтения. С этой целью в начале года объявляется конкурс «Лучший читатель», итоги которого подводятся в конце года. Также в конце года выбираем самую читающую семью. Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей.
Прививать интерес к чтению не поздно никогда. И хочется надеяться, что на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» наши дети отвечали «Читать книги!»

Автор:Максатова Ирина Александровна
Контактный телефон: 89202191976

Контактный email: irina.maksatova@mail.ru

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.