hqdefault

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребенку научиться читать. И особенно трудно приходится первокласснику. Дети, которые умеют читать, легче осваивают процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Вопрос о раннем обучении детей чтению меня волновал давно, а все началось с того, что мой ребенок уже в три года знал все буквы. У меня не было той цели, чтобы посадить ребенка за стол, дать в руки азбуку и заставить запомнить все буквы наизусть, да еще по порядку. Глубоко сомневаюсь, что результат был бы положительным. У нас дома, помимо игрушек, были пластмассовые буквы. В эти буквы моя дочь очень любила играть. Она с ними разговаривала, что-то из них строила. Но чтобы игра была интересной, буквы должны быть «живыми», ведь к ним надо как-то обращаться. Буквы «оживали», мы их лепили, рисовали, придумывали одежду. Таким образом, моя девочка очень быстро узнала названия всех букв. Итак, буквы знаем, а не пора ли читать? Буквально за два месяца чтение из 3-4 букв не составило никакого труда. Здесь нам очень помогла игра «Магнитная азбука», деревянные кубики с буквами, слоговые таблицы и соответствующая литература такие как: Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукермян «Чтение без принуждения», А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя», Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» и т.д. С помощью колец Луллия (технология ТРИЗ), дети с интересом будут составлять слова из букв и слогов.
Работая воспитателем в детском саду, мне стало интересно, можно ли научить читать детей, начиная с младшей группы? Нужно было хорошо все продумать, подобрать соответствующую литературу, подготовить среду, да так, чтобы не мешать образовательному процессу. Так во вторую половину дня к ребятам в гости приходила буква. Чтобы легче запомнить их, я придумывала различные игры. Например, буква «А» была девочка, мы ей рисовали косички, шляпку, туфельки и не забывали про глазки, носик и ротик. Детям очень нравилась «живая» буква. Каждой гостье мы водили хоровод, рисовали и лепили ей подружек. И уже эта буква от нас не уходила. Мы ей предоставляли место в групповой комнате, и она оставалась с нами. Сначала, к нам приходили буквы, обозначающие гласный звук, а потом согласный. Некоторые буквы хотели дружить друг с другом и тогда мы их соединяли и получались маленькие слова, например: АУ, УА, ИА, АЙ, ОЙ и т.д. Уже маленькие слова оставались с нами. Вот так просто, играя, дети узнавали буквы, учились читать. Результат оказался потрясающим! В подготовительной группе все дети пошли в первый класс умеющими читать. Прошло немало лет, я уже работаю педагогом-психологом и могу с уверенностью сказать, что занятия, проведенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Интерес может быть задан неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации. Всегда можно отыскать что-то занимательное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). Нужно только постараться его найти и подать детям. В свою очередь, это сможет побудить их самих к подобным находкам и открытиям.
Для того, чтобы добиться положительных результатов в обучении, необходимо найти ту золотую середину (не упрощать и не усложнять), где дети будут с удовольствием искать различные пути к преодолению трудностей. Так, дети шаг за шагом развивают в себе умение учиться. А у взрослых, которые непосредственно связаны с воспитанием и развитием детей, есть величайшее предназначение на Земле — светить, озарять, облагораживать, любить, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах!

Автор:Хрипченко Алла Юрьевна, педагог психолог МБДОУ «Бобровский детский сад №5 «Сказка»

Контактный телефон: 89507694782

Контактный email: bobrov-skazka@mail.ru

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.