sistema-razvitiya-montessori-predpolagaet-blagopriyatnuyu-sredu-i-gibkiy-podhad-k-kazhdomu-rebenku-4

На протяжении почти 100 лет педагоги всего мира успешно применяют метод Монтессори в практической работе с детьми. Разработанная итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори методика — это альтернативная система воспитания и образования детей, основанная, прежде всего на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ осуществляется с помощью специально разработанной окружающей среды — Монтессори-материалов, способствующих саморазвитию ребенка. Моя задача, как воспитателя, помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки и реализовать творческий потенциал.
Учитывая сензитивные периоды развития детей, мы наполняем окружающую среду определенными дидактическими материалами.
Основные правила пользования Монтессори-материалами:
• материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола);
• аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование;
• Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
1. выбор материала
2. подготовка материала и рабочего места
3. выполнение действий
4. контроль ошибок
5. завершение работы, расположение материала на исходное место
• Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
• На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
• При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал воспитатель, но и применяя накопленные знания.
• Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
• Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
• Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал.
Все имеющиеся в группе материалы направлены на достижение прямой и косвенной цели, что соответствует зонам актуального развития (то, что ребенок способен сделать самостоятельно) и ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).
Пространство группы разделено на «зоны»:
Зона упражнений в практической жизни. Один из базовых разделов Монтессори-педагогики — упражнения по овладению навыками, необходимыми человеку в повседневной жизни. В процессе таких упражнений, ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т.д.). Еще учится заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.), правилам хорошего тона, поведения в обществе, а также выполняет комплекс специальных упражнений на развитие общей координации движений, общей и мелкой моторики. Данная деятельность способствует физическому, психическому и социальному развитию ребенка.
Сенсорная зона. В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т.д. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» — говорит М.Монтессори.
Математическая зона. Эта зона тесно связана с материалами для развития чувств ребенка. Здесь дети получают представления о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой.
Зона родного языка. Дидактический материал в этой зоне способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию обобщающих понятий, знакомит со звуками и буквами.
Космическая зона. Здесь собраны материалы по расширению представлений об окружающем мире. Кроме классического Монтессори-материала в группе представлены и другие развивающие игры.
Таким образом, все и вся в системе М. Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Автор:Котова Любовь Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Бобровский детский сад №5 «Сказка»

Контактный телефон: 89521059012

Контактный email: bobrov-skazka@mail.ru

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.