Человеческая цивилизация зародилась в тот момент, когда Homo sapiens решил сделать палку-копалку для поиска вкусных корешков, а из камня высечь нож для охоты.
Дальше больше! Не хватило пещеры для укрытия от дождя и холода, человек проявил конструктивное мышление соорудил дом из костей и шкур мамонта и стал там жить. Глины вокруг много. И из нее можно лепить, например, что-то подобие чашки и хранить в ней еду. Homo sapiens был очень наблюдательным и заметил, что глина в огне становится твердой и от воды не размокает.
О чудо! Уголь, камушки разных оттенков (сепия, сангина, мел) оставляют след на поверхности скалы. Homo sapiens начал потихоньку рисовать все, что видел вокруг, а потом в рисунках отображать свои желания. Если на стене нарисовать мамонта и своих соплеменников, попрыгать вокруг костра, то охота будет удачной. Вот вам и зачатки языческой религии.
Кто-то взял, и из мягкой глины вылепил фигурку мамонта. Высушил ее. Фигурка стала твёрдой, но хрупкой. Бросил ее в костер, а потом среди угля нашел, но уже целую и крепкую. Теперь, например, в Воронежских Костенках археологи находят бесчисленное множество артефактов продуктивной деятельности людей из глубокой древности.
Долго и многому человечество научилось, что современный ребенок постигает в первые годы своей жизни. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – все это продуктивная деятельность. Важность для развития ребенка дошкольного возраста данной деятельности сложно переоценить. Создано огромное количество научных трудов: статей, эссе, программ, разработок и др. по реализации продуктивной деятельности (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с детьми дошкольного возраста.
Педагоги нашего детского сада в своей работе используют Комплексную образовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и ряд парциальных программ. Конкретно по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — парциальную программу «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой. Программы сориентированы с важнейшими документами, такими, как ФГОС ДО и СанПиН.
По ФГОС ДОО Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
По СанПиН рекомендует проводить непосредственно образовательную деятельность по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, опираясь на предложенную таблицу:
Возраст детей Количество НОД Продолжительность НОД
Ясельная группа (2-3 г.) 2 раза в неделю 10 мин. 1 НОД
2 младшая группа (3-4 г.) 2 раза в неделю 15 мин. 1 НОД
Средняя группа (4-5 л.) 2 раза в неделю 20 мин. 1 НОД
Старшая группа (5-6 л.) 2 раза в неделю 25 мин. 1 НОД
Подготовительная группа (6-7 л.) 3 раза в неделю 30 мин. 1 НОД
Конечно, нельзя ограничивать детей лишь двумя НОД по 10 мин в неделю. Педагогам необходимо озаботиться организацией развивающей среды в групповом помещении, чтобы дети в любой момент по собственному желанию имели возможность порисовать, полепить, поиграть в конструктор, организовать сюжетную игру с поделками. Воспитателям надо обратить внимание на работу с родителями, чтобы те, в свою очередь, дома собственным детям создали все условия для творческой деятельности, как самостоятельной, так и совместной. Детям необходимо видеть заинтересованность взрослых в их творчестве.
Программа «Детство» рекомендует обратить внимание на результаты образовательной деятельности достижения ребенка по всем возрастам.
В основном дети приходят в детский сад в 2-3 года.
Достижение ребенка 1 младшей группы (2-3 г.) Что нас радует?
Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации, играет с народными игрушками, с удовольствием занимается изобразительной деятельностью совместно со взрослым. Малыш эмоционально воспринимает красоту окружающего мира, узнает в рисунках и в народных игрушках изображения животных и людей, может назвать некоторые материалы для лепки и рисования.
Из технических умений: Ребенок с удовольствием и самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения, умеет соотносить созданные линии, фигуры с образами, подсказанными взрослыми, называет, то, что изобразил. Осваивает действия с инструментами для творчества совместно со взрослым.
Проходят годы активной жизни ребенка в детском саду и вот он уже в подготовительной группе.
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок подготовительной к школе группе, к 6-7 годам добивается следующих достижений:
● Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения.
● Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.
● Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.
● Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми
По данной выписке достижений можно предположить, что ребенок к 7 годам в основном уже сформировавшаяся личность со своим мнением и с богатым багажом элементарных знаний и умений.
Технические умения выпускника дошкольного учреждения позволяют самостоятельно, без помощи взрослого создавать творческий продукт во всех видах искусства. Программа «Детство» дает четкую расшифровку технических умений:
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.
В аппликации: самостоятельное использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, поучения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.
В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.
В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природного и бросового материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами. Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.
Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.
Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату; желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Итак, успехи цивилизации ребенком приобретены за столь короткий срок. И это нас очень радует. А, в чем польза продуктивной деятельности для малыша?
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
Польза заключается в том, что у ребенка развивается наглядно-образное мышление, умственное развитие, эмоционально благоприятный фон, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, сенсорное воспитание, развивается воображение, в изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Мелкая и крупная моторика рук, глазомер, чувство ритма, цвета, формы и т.д.
Все чем обогащается ребенок на занятиях ИЗО, все ему пригодится в дальнейшей жизни и в совершенно далеких от искусства видах деятельности.
Например, воображение и креативность, ловкие и трудолюбивые руки – это то, что ценится во всех профессиях, известных в нашем мире.

В статье использованы выдержки из текстов следующей литературы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
unnamed-file Автор:Алахвердиева Елена Михайловна, педагог дополнительного образования МБДОУ «ЦРР — детский сад № 138, г. Воронеж

Контактный телефон: 89805372070

Контактный email: alahverdieva@bk.ru

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.