Работа над компетенциями будущего начинается с работы над собственно человеческими качествами – общительностью, любознательностью, дружелюбием, жизнелюбием, трудолюбием, способностью к состраданию и поддержке. Это соответствует и требованиям стандарта дошкольного образования, и жизненным и профессиональным задачам будущего.
Хочу поделиться опытом реализации одного, на первый взгляд, не самого яркого проекта. Работа над ним привела к неожиданным результатам. Сам проект может показаться слишком простым и детским, в нем нет заоблачных гаджетов и приспособлений, новых технологий. Но, с моей точки зрения, именно при его реализации соблюдены принципы культуросообразности, возрастосообразности,, принцип внимания к интересу и самостоятельности ребенка. Обычно, участвуя в конкурсах или представляя свою работу на разных уровнях, мы говорим и пишем важные научные слова, но наша жизнь и общение с детьми, это не сложные термины, это работа с ребенком, это жизнь, связанная с познанием мира. И мы работаем не над областью, а над человеком будущего, и главное, как мы увидим этого человека, его интерес.
Но, обо всем по порядку.
11
За все вот уже 28 лет работы в детском саду не помню ни одного случая, когда бы я игнорировала вопросы моих воспитанников. Это стало принципом моей работы. Скажу больше, процентов на 80 организация воспитатель-образовательного процесса строится мной на умении увидеть и использовать сложившиеся жизненные ситуации для закрепления полученных детьми знаний и на совместном поиске ответов на вопросы детей.
На участке нашего детского сада растут два дерева катальпы. Это деревья удивительной красоты, необычные по своему внешнему виду. В январе на ветках много длинных свисающих стручков с семенами. Смотрится это очень красиво. И вот одна девочка, Варвара, ей 6,5 лет, стала меня расспрашивать об этих деревьях. Я ей отвечаю, рассказываю, что саженцы подарила нам наша помощник воспитателя. – А где она их взяла? – следующий вопрос. – Вырастила дома. И тут пауза – А что, можно вырастить деревья дома?. Я отвечаю, что не знаю, наверное можно, но я сама никогда не пробовала. – А как попробовать? Можно?
Так начался наш проект.
Мы поставили цель: вырастить саженцы катальпы из семян.
Определили задачи:
1. Собрать информацию о катальпе и способах ее выращивания.
2. Прорастить семена разными способами, определить лучший.
3. Вести наблюдение за проращиванием семян и ростом саженцев.
Объект исследования: семена катальпы.
Методика исследования:
1. Сбор информации (в литературе, в системе Интернет).
2. Беседа с помощником воспитателя и с учителем биологии.
3. Подготовка и посадка семян.
Сроки проведения исследования: с 1 по 26 февраля.
Участники проекта: воспитатель, воспитанница подготовительной группы Варвара Б., родители.
Ожидаемые результаты:
1. Имеет представление о многообразии растительного мира.
2. Умеет устанавливать связи между состоянием саженцев и правильным уходом за ними.
3. Имеет трудовые навыки по уходу за растениями.
4. Умеет самостоятельно экспериментировать.
5. Умеет спокойно и уверенно держаться перед большой аудиторией слушателей.

Хочу сразу отметить, что все Варвара делала сама. Сама замочила семена в ватных дисках, в марле, в тканевой салфетке и посадила в землю по 6 семян. Наблюдала за проращиванием семян, пересаживала пророщенные семена в землю, ухаживала за саженцами – все делала сама. Я, конечно, была рядом, у меня был свой росток катальпы, мне тоже было интересно, получится или нет вырастить свое дерево.
Весь проект проходил на глазах у подготовительной группы. Дети не очень им интересовались. Даже когда из земли появились первые ростки, это мало кого заинтересовало. А вот когда ростки подросли и выпустили вторую пару листьев, очень похожих на те, что дети видят летом на взрослых деревьях катальпы, вот тут и началось что – то необыкновенное. Все сразу захотели попробовать вырастить маленькое дерево.
И тут уже я задала вопрос – представьте, вот вырастили вы саженцы, у всех получилось. А зачем, для чего? Просто так? Что дальше? Дальше было бурное обсуждение. И решение пришло само собой. Дело в том, что весь этот учебный год был посвящен подготовке к празднованию 75 годовщины победы в ВОВ. И дети сами предложили подарить городу к празднику саженцы такого красивого дерева как катальпа великолепная.

Так наш проект стал разрастаться.
Появилась новая цель: вырастить в подарок родному городу к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне саженцы катальпы.
Задачи:
Дети:
1. Изучить опыт Варвары по проращиванию семян.
2. Выбрать любой способ проращивания семян.
3. Посадить пророщенные семена, ухаживать за саженцами.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Родители:
— Вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса ребенка.
— Привлекать родителей воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.
13

Воспитатель:
— Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
— Расширять знания детей о подвигах земляков в ВОВ;
— Развивать интеллектуальные эмоции детей;
— Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
— Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы;
— Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении работ.
Администрация:
— Поддержать инициативу детей подготовительной группы;
— Привлекать к реализации проекта коллектив ДОУ, общественность, СМИ;
— Организовать праздничное мероприятие по передаче саженцев катальпы в дар городу в дни празднования 75-й годовщины победы в ВОВ.
Сроки проведения исследования: с 17 февраля 2020г по июнь 2021г
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель, администрация ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Умеют воспринимать информацию и выделять главное.
2. Имеют трудовые навыки по уходу за растениями.
3. Умеют самостоятельно экспериментировать.
4. Бережно относятся к живой природе.
5. Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло».
Родители:
1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
2. Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
3. Становление партнерских отношений родителей и педагога в совместной организации жизни группы.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
1. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
2. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
3. Подбор материала и оборудования для реализации проекта.
4. Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему (беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к социальной, нравственной стороне проекта).
В ситуативных беседах были определены цели и задачи проекта. Дети предположили, что все саженцы выживут. С этой мыслью они шли к родителям. И родители неожиданно дружно приняли идею проекта. Помогали, поддерживали во всем. Ни одна наша просьба не осталась без ответа. Администрация ДОУ выделила помещение для проведения проекта, закупила землю, детский садовый инвентарь. Плошки и пульверизаторы предоставили родители.
2 . Основной этап:
1) Мероприятия по работе с детьми:
• Выступление Варвары со своим проектом перед детьми.
• Проращивание семян катальпы выбранным способом.
• Посадка проросших семян в землю, наблюдение за ростом и уход за ростками.
• Беседы, просмотр видеоматериалов о ВОВ, о подвигах наших земляков.
• Подготовка к празднику передачи городу в дар саженцев катальпы.
3) Мероприятия по работе с родителями:
• Беседы с родителями о проекте
• Обеспечение родителей методическими материалами о правилах посадки саженцев катальпы в открытый грунт, ухода за ними в летний период и подготовки к зимнему.
В начале основного этапа Варвара выступила перед ребятами. Рассказала и показала, как правильно проращивать семена, а пророщенные сажать в землю. Как ухаживать за ростками, поливать, рыхлить, правильно укрывать в первое время. Дети задавали много вопросов. В ходе своего проекта Варя выяснила, что стопроцентное проращивание происходит при замачивании семян в тканевой салфетке. Этот способ она и посоветовала ребятам. Но не все его выбрали. Несколько человек посадили семена во влажную землю. И некоторым пришлось проращивать семена заново, потому что в земле семена прорастают далеко не все.
Так как этот этап проекта проходил с конца февраля, то понятно, что естественного освещения было недостаточно для хорошего роста саженцев. Мама одного из воспитанников, видя эти трудности, предложила использовать фитолампу и подарила нам ее, вторую лампу приобрела администрация ДОУ. И вновь не все ребята согласились поставить свои маленькие деревья под фитолампу. Уж очень ярким, розовым был свет от нее. Так мы осуществили еще один эксперимент. Часть саженцев подсвечивалась фитолампой, а часть довольствовалась естественным освещением. Сейчас мы с уверенностью можем рекомендовать использовать фитолампу для лучшего роста и развития растений.
Параллельно с выращиванием катальпы, шла работа по подготовке к празднованию 75-й годовщины Победы в ВОВ. Беседы, репетиции праздничного концерта, просмотры видео и диафильмов, изготовление поздравительных открыток, дел было много. В детском саду кипела жизнь. Всё изменилось 28 марта 2020 года , в этот день вся страна ушла на самоизоляцию. Никто и представить не мог, что наши подготовишки уже не вернутся в детский сад. Все верили, что через пару недель всё закончится. Поэтому, к нашему проекту присоединились те сотрудники ДОУ, которым было разрешено дежурить в детском саду. Они взяли на себя заботу о пятинедельных росточках. Поработали на благо проекта даже ночные сторожа. Они включали фитолампы вечером и выключали рано утром.
14
Заключительный этап:
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
Продукт проектной деятельности:
• Жизнеспособные саженцы катальпы, готовые к высадке в открытый грунт.
• Праздник посвященный передаче молодых деревьев в дар городу с привлечением родителей, общественности, СМИ.
К сожалению, не все саженцы выжили. В результате удалось вырастить 24 жизнеспособных деревца. Когда стало ясно, что не получится провести большой запланированный праздник, было принято решение раздать саженцы ребятам, живущим в частных домах, тем, кто вместе с родителями может посадить деревца на своей улице перед домом. У кого не было такой возможности, подарили свои саженцы нашему детскому саду и детскому саду №7. Воспитатели дежурных групп с ребятами высадили подросшие деревца на территории детских садов и на близлежащих улицах. Администрация ДОУ пригласила корреспондентов районной газеты «Звезда». Вышла большая статья, в которой была описана работа наших воспитанников и высоко оценен их вклад в озеленение города в честь 75-й годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Катальпа великолепная распускает листья последней из деревьев в нашем регионе. Поэтому наш проект будет считается полностью реализованным, с июня 2021 года, когда стало ясно, что все деревца пережили зиму.
Я считаю, что наш проект наглядный пример поддержания детской инициативы. Искреннего желания самих детей сотворить маленькое чудо и поделиться этим чудом со всеми.
Практическое использование данной работы позволит развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, пробудить интерес к решению поставленных задач, возможности радоваться сделанному открытию и сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки. А так же, сплотить детей и их родителей одной благородной целью, в нашем случае – сделать родной город еще красивее.
Самореализоваться ребенку в условиях современной, высоко-технологичной цивилизации, будет проще после погружения в научную и исследовательскую деятельность, которая позволит ему приобрести важные компетентности, личностные смыслы, а так же необходимые знания, умения и навыки. Ведь главная ценность исследовательской деятельности заключается в ее продуктивности. Результатом такой работы для ребенка является конкретный конечный продукт. В нашем случае это тот самый «интерес на кончиках пальцев». Ведь для ребенка нет ничего более дорогого, значимого и важного, чем что-то созданное своими руками.
Автор:Рощупкина Светлана Викторовна
Контактный телефон: 89202283525
Орфография и пунктуация автора сохранены.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.