В результате сложившейся концепции работы педагогического коллектива «Центра развития ребенка – детского сада № 188» по воспитанию здорового ребенка создана система оздоровительно-коррекционной направленности. Уверены: формировать привычку бережного отношения к своему здоровью необходимо с самого детства.

Проект «Учимся и оздоравливаемся», который мы защищали на региональном конкурсе, воплотился в реальность в рамках центра «Расти и здравствуй», который запущен в нашем дошкольном учреждении в начале 2014 года.

Ключевые зоны центра – это кабинет «БОС-Здоровье», кабинет «БОС-логотерапевтический» и сенсорная комната. Структурными элементами деятельности центра «Расти и здравствуй» сегодня являются:

  • системное воспитание осознанного отношения к своему здоровью (познавательные занятия по валеологии, ОБЖ, культурно-гигиенические мероприятия);
  • физкультурно-оздоровительная работа (физкультурные и музыкальные занятия, спортивные праздники и развлечения, плавание и пр.) ;
  • организация питания (сбалансированный рацион, витаминизация блюд) ;
  • лечебно-реабилитационная работа (физиотерапия, фитотерапия, ароматерапия, массаж, АФК);
  • коррекционно-профилактическая работа (коррекция речи, стопы и осанки, поведенческих аспектов, профилактика нарушений);
  • просвещение родителей (семинары, консультации, совместные спортивные мероприятия, наглядная информация).

Сама идея использования технологии биологически обратной связи (БОС) в детсадовской практике возникла в 2010 г., когда в нашем городе проходил семинар отечественного физиолога Александра Афанасьевича Сметанкина. Он рассказал о технологии БОС, и на практике участники семинара могли определить свой биологический возраст. С тех пор и появилась идея о создании на базе детского сада подобного кабинета.

Эта мечта стала реальностью, когда удалось убедить компетентное жюри… Мы защищали свой проект на региональном конкурсе проектов по созданию инновационных моделей развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он был организован в соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики № 563 от 29 мая 2013 года.

По результатам конкурса наш детский сад оказался в числе лучших: по рейтингу мы были на 1 месте! И каждой организации из первой десятки достался приз в размере двух млн. рублей на приобретение заявленного оборудования.

Средства полученного гранта пошли в том числе и на обучение персонала. Три наших педагога прошли курсы повышения квалификации в Москве по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Структура, содержание и условия реализации образовательной программы дошкольного образования». Еще три человека (учитель-логопед, заместитель заведующего по учебно-методической работе и старший воспитатель) прошли обучение в Санкт-Петербурге в ЗАО «Биосвязь» по работе с технологией БОС. Шестеро педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с интерактивной доской.

2В настоящее время наш учитель-логопед имеет 0,5 ставки для работы с комплексом «БОС логотерапевтический» (обслуживает 10 детей) , педагог дополнительного образования проводит игровые сеансы с детьми старшей и подготовительной к школе группами, воспитатели этих групп проводят минутки здоровья в группах во второй половине дня с использованием интерактивной доски и ПО в режиме эмуляции (дыхательные упражнения без прибора обратной связи).

В результате проведенного исследования эффективности осуществляемой инновационной деятельности за период с января по август 2015 г. выявлены следующие данные:

У контрольной группы детей, занимающихся в кабинете «БОС-Здоровье», уровень заболеваемости простудными заболеваниями составил 2 %, в то время как у детей, не занимавшихся по технологии БОС, – 8 %. Кроме того, у контрольной группы воспитанников отмечено улучшение психоэмоционального состояния, внимания и памяти. Занятия с использованием ПО по освоению элементарных математических представлений, «Окружающий мир», «Здоровая азбука» позволили сформировать устойчивый познавательный интерес, благодаря использованию высокой мотивации – работе детей с компьютерами и интерактивной доской.

У детей, посещающих логопункт, с которыми проводились дополнительные занятия с использованием ПО «БОС-логотерапевтический» быстрее и успешнее проводилась работа по устранению речевых нарушений благодаря коррекции физиологического и фонационного дыхания, что позволило сократить время пребывания воспитанника на логопункте.

1Посещение детьми сенсорной комнаты позволило осуществить такие задачи, как: избавление от страхов, преодоление агрессивного состояния, развитие взаимодействия между детьми. У детей младшего и раннего возраста – снизить эмоциональную нагрузку в период адаптации. У детей группы компенсирующей направленности (с синдромом Дауна и нарушениями опорно-двигательного аппарата) – улучшить внимание, скорректировать эмоциональное восприятие (через сенсорную стимуляцию и создание положительного эмоционального фона), осуществлять развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений, активизировать повышение интереса к исследовательской деятельности (с песком, водой), снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение (через релаксацию и восстановление душевного равновесия).

В ходе работы не обходится и без проблем. Во-первых, занятия в кабинете «БОС-Здоровье» осуществляются по желанию родителей, а в контактах с ними встречаются такие препятствующие факторы, как сомнения или равнодушие, занятость или нежелание посещать родительские собрания.

Во-вторых, занятия на логопункте ограничены из-за наличия только одной ставки учителя-логопеда, у которого в дополнение имеется еще 0,5 ставки для работы с детьми с более сложной структурой речевых нарушений. По этой причине занятия по БОС-технологии пока доступны не всем нуждающимся детям. В-третьих, к сожалению, в работе оборудования отмечаются технические сбои.

В будущем мы планируем по-прежнему добросовестно и качественно оказывать вышеобозначенные услуги воспитанникам, которые уже посещают кабинеты «БОС-Здоровье» и «Логотерапевтический». Намечено также приобрести интерактивные доски для оставшихся групп и проводить теоретические минутки здоровья, подготавливая следующих детей к практическим заданиям. И наконец, планируем посотрудничать с ЗАО «Биосвязь» в плане разработки ПО с новыми заданиями для детей.

Ирина ВАЛИКОВА, заместитель заведующего  по УМР,
Наталья СЫЧЕВА, учитель-логопед.

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 188» 30 мая 2015 года отметил свое 25-летие. За четверть века в учреждении сложились определенные традиции – сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Педагоги детского сада постоянно находятся в творческом поиске здоровьесберегающих методик и технологий.

12 ноября «Центр развития ребенка – детский сад № 188» стал базой для проведения межмуниципального семинара по проблеме «Организация коррекционно-профилактической деятельности в условиях введения ФГОС ДО» с участием старших воспитателей, учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Воронежа, Семилукского, Рамонского, Новоусманского, Хохольского, Острогожского и Подгоренского районов. Мероприятие можно назвать «первой ласточкой»: семинар проводился в новом формате.

Подробности рассказывает Татьяна Кривцова, методист отдела сопровождения инновационных проектов (программ) и развития содержания образования ВИРО:
– Наша реальная задача –  внедрять стандарты дошкольного образования, и прежние форматы, когда всё идет по накатанной колее, не позволяют ее решать. Поэтому вводим активные формы: каждый участник вносит свою лепту в общий итог мероприятия, просто прийти и отсидеться уже не получится. Мы нарабатываем серьезную базу для того, чтобы проводить объективное оценивание опыта, который представлен на семинаре. А для этого, конечно, его нужно рассмотреть с разных позиций, чтобы звучала не только оценка эксперта, и мы понимали значимость и востребованность этой информации для тех людей, кому она адресована. У нас предусмотрена и фокус-группа, которую мы условно называем «журналистами». Это собственно, такая деловая игра, когда «журналисты» создают структуру представляемого опыта и анализируют каждый сегмент этой структуры. Что, конечно, позволяет очень мобильно, оперативно размещать информацию о проведенных мероприятиях на образовательном портале. Сейчас мы этот формат опробуем на региональных инновационных площадках, в будущем же, если он покажет свою практичность и  результативность, будем распространять элементы таких форматов и на курсах повышения квалификации, и при организации научно-методических мероприятий регионального уровня.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.