Занятия в воде – мощный положительно-эмоциональный фактор. Плавание само по себе является эффективным корригирующим средством. Занятия в бассейне оказывают положительное влияние на дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечные системы. А в сочетании с целенаправленными движениями на определенную группу мышц, эффективность воздействия пребывания в воде на организм человека значительно возрастает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В последние годы все большее внедрение в практику лечебной физкультуры получает гидрокинезотерапия – лечение движениями в воде, сочетание лечебной гимнастики в воде с элементами плавания. Гидрокинезотерапия находится на стыке различных методов физиотерапевтического воздействия и эффективна при лечении многих заболеваний. В нашем детском саду широко используется этот метод коррекции, особенно в подгруппах, где у детей выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата.
В переводе с латыни «гидро» – вода, «кинезо» – движение, «терапия» – лечение. Таким образом получается, что гидрокинезотерапия – лечение движениями в воде, сочетание лечебной гимнастики в воде с элементами плавания. Гидрокинезотерапия – это уникальный метод нефармакологической коррекции, который вобрал в себя все лучшее, что есть в лечебной гимнастике (кинезотерапия) и целебных водных процедурах (гидротерапия).
Неправильные нагрузки на растущий скелет могут обернуться самыми негативными последствиями для неокрепшего детского организма. В данной ситуации аквагимнастика имеет ряд преимуществ перед аналогичными занятиями на открытом воздухе, так как в воде основную нагрузку испытывают мышцы, а не суставы и позвоночник. Такие упражнения очень полезны для детей с излишней массой тела. Помимо физической пользы занятия водной гимнастикой благотворно влияют на нервную систему ребенка. Во время тренировки ребенок имеет возможность выплеснуть излишнюю энергию с пользой для собственного здоровья.

Методика, так же, как и плавание, задействует группы мышц, которые не участвуют в повседневной двигательной активности. Это позволяет всесторонне укрепить и развить мышечную систему организма.
В детском саду с помощью этой методики мы решаем следующие задачи:
1. Осуществление коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
2. Коррекция работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
3. Овладение навыками плавания
4. Закаливание детского организма.

Длительная разгрузка позвоночника позволяет выполнять самые разнообразные упражнения в сочетании с овладением основными навыками различных стилей плавания. При проблемах с позвоночником гидрокинезотерапия имеет огромное преимущество перед остальными методами коррекции, так как в воде тело находится почти в невесомости, и мышцы могут полностью расслабиться. В спортивном зале для уменьшения нагрузки на позвоночник мы используем упражнения в положении лежа, но конечности при движениях все равно опираются на позвоночник, и полностью разгрузить его не удается. В воде же нагрузки на позвоночный столб минимальны, даже при интенсивных упражнениях.
Также применяем методы гидрокинезотерапии и при некоторых заболеваниях органов дыхания. В связи с тем, что вода оказывает естественное давление на грудную клетку, для вдоха при нахождении в воде требуется приложить большее усилие. Благодаря этому мягко тренируются межреберные мышцы. А сочетание дыхания с движениями рук способствует выработке глубокого ритмичного дыхания, что особенно актуально в детском возрасте.
Помимо физической пользы водные процедуры при гидрокинезотерапии имеют благоприятное действие на нервную систему ребенка. Во время упражнений ребенок имеет возможность дать выход лишней энергии с пользой для самого себя.
Осуществляя дифференцированный подход, приходится точно дозировать нагрузки для каждого ребенка. В водной среде облегчается выполнение медленных и плавных движений, но затрудняются быстрые и резкие, требующие преодоления сопротивления воды. Особенность гидрокинезотерапии заключается в том, что каждому ребенку достаточно определить темп выполнения упражнения.
Для достижения стойкого положительного результата необходимо длительное систематическое применение однотипных движений на определенную группу мышц. Не всем взрослым хватает силы воли, чтобы ежедневно делать элементарную зарядку. Что же говорить о детях!
Поэтому на занятиях гидрокинезотерапией широко используем игры. Игра для ребенка – основная форма деятельности, с ее помощью решаются многие педагогические задачи. Практически каждое упражнение можно превратить в игру, стоит лишь добавить элемент соревновательности. Так и любую подвижную игру можно адаптировать к занятиям гидрокинезотерапией. Хорошие результаты дает творческий подход к уже знакомым детским играм. Так, соединение в одну двух игр с простыми правилами, направленными на разные группы мышц, позволяет получить двойной эффект и разнообразить игровую деятельность.
Необходимость и эффективность методики коррекционной работы в воде, в основе которой лежат игровые задания, нашли свое подтверждение в практической работе.
В подготовительной группе количество занятий плаванием было ограничено. Поэтому пришлось форсировать достижение оптимальных результатов путем включения в программу большего количества специальных упражнений. Но дети быстро уставали от многократных повторений, снижался интерес, эффективность воздействия была низкой.
Гораздо успешнее проходили занятия в старших группах, где уровень подготовленности и отклонений в здоровье соответствовал «стартовому» уровню детей подготовительной группы. С детьми 5-6 лет не было необходимости форсировать процесс коррекции ОДА, так как при необходимости планировалось продолжить в следующем учебном году. Эти дети осваивали упражнения преимущественно в игровой форме. Много времени отводилось на индивидуальную работу и свободную деятельность детей. Увеличение количества и продолжительности игр в воде привело к более прочному освоению навыков, умению применять их в нестандартной обстановке.
К концу учебного года, к моему удивлению, несмотря на разницу в возрасте результаты коррекции детей старших и подготовительных групп были практически одинаковыми.
В нашем детском саду предусмотрена должность инструктора по ЛФК, который совместно с врачом Воронежского областного центра лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» организует осмотр воспитанников, выявляет детей, имеющих нарушения ОДА, разрабатывает индивидуальные маршруты профилатики и коррекции. На основании врачебных рекомендаций и в тесном сотрудничестве с инструкторами ФК и ЛФК проводится работа в плавательном бассейне детского сада. Гидрокинезотерапия является дополнением к ЛФК в зале, на площадках. Таким образом, дети ежедневно получают коррекционную помощь в различных формах: 2 раза в неделю на занятиях лечебной гимнастикой, 2 раза – физкультурой, 1-2 – гидрокинезотерапией. Кроме того, с родителями проводятся консультации, предлагаются комплексы упражнений и игры для выполнения в домашних условиях.
Один из главных критериев работы детского сада – снижение уровня заболеваемости детей. Был проведен анализ четырехлетней деятельности по использованию методов гидрокинезотерапии. Результаты показали, что на начальном этапе заболевания несколько обострялись. Но через месяц-полтора систематических занятий происходила адаптация детского организма к водной среде, закаливание приносило свои плоды, и заболеваемость снижалась. Дети, имеющие медотвод или не посещающие бассейн по другим причинам, болели чаще и более продолжительное время.
Гидрокинезотерапия подходит детям и взрослым, она является достойной альтернативой другим типам лечебной физкультуры. У нее масса достоинств, которые позволяют заниматься лечебной физкультурой тем людям, которым сложно справиться с обычными упражнениями на воздухе. Благодаря особым физическим и химическим свойствам воды она делает упражнения легкими и эффективными и позволяет укрепить скелетную мускулатуру, развить опорно-двигательный аппарат, устранить нарушения опорно-двигательного аппарата.
Результатом работы стало снижение в детском саду количества детей с нарушениями осанки и свода стопы, дети стали более самостоятельны, выносливы, организованы.
Проведение данной работы в течение года позволило создать условия для полноценного развития детей, способствовало оптимизации их двигательной активности, сохранению здоровья.

гидрокинезоМарина Карелина,
инструктор по физической культуре МБДОУ «ЦРР – детский сад №121»

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.