1Современные образовательные стандарты (ФГОС), касающиеся детских садов, стараются максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому одна из основных задач воспитателя сегодня – увлечь малыша, помочь ему самому проявить активность в выборе содержания своего образования. В детском саду №195 разработан и успешно апробирован инновационный проект по поддержке детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Сова как творческий символ

Специалисты детского садика провели весьма серьезную работу, опираясь на алгоритм модели: Инициатива – Сферы инициатив – Виды деятельности. На практике это происходит следующим образом. В каждой группе живет и растет «Дерево интересных дел», которое представляет собой панно с изображением дерева с девятью ветвями. На ветвях сидят совы с картинками, символизирующими различные виды деятельности. Кроме того, каждая ветвь дерева окрашена в свой цвет, закрепленный за одним из видов деятельности: желтый – двигательная, розовый – музыкальная, красный – конструирование, голубой – восприятие художественной литературы и фольклора, оранжевый – изобразительная деятельность, фиолетовый – ручной труд, синий – игровая, зеленый – познавательно-исследовательская, салатовый – коммуникативная. Вместо листьев у чудо-дерева – фотографии детей группы, которые находятся в индивидуальных пластиковых конвертах, размещенных на шкафчиках малышей. Утром дети и воспитатель собираются на «Детском совете» перед «Деревом интересных дел» и обсуждают, какие инициативы и как будут реализовываться в разных видах деятельности – проще говоря, чем бы ребятам хотелось сегодня заняться. Озвученные инициативы (листья) дети размещают на дереве.

3Детские инициативы не сиюминутны – нередко на их реализацию требуется несколько дней. В зависимости от выбора малышей может меняться тема недели. Сами педагоги получают информацию в утренние часы и подстраивают свою работу под запросы детей. После воплощения идей в жизнь воспитанники анализируют проявленные инициативы (детская рефлексия) с помощью карточек «Веселые человечки» и отмечают цветным маркером центры активности, которые они посетили за день в «Карте АИВ» (карта активного индивидуального выбора). Ну а в конце дня группа подводит итоги и выявляет, какие из инициатив не были реализованы и почему. Воспитатель анализирует полученную информацию (что получилось, что не получилось и почему) и планирует следующий день с учётом выявленных проблем.

Реализованных идей цветенье

2Приведем конкретный пример, как действует модель: на «Детском совете» в младшей группе мы обсудили и выбрали тему. Затем дети с воспитателем, расположившись на ковре, провели групповое приветствие в виде подвижной игры. После чего к ребятам в гости пришла игрушечная корова. Передавая игрушку друг другу, дети рассказывали о том, что они видели – например, Катя видела кошечку под окном, а Саша возле сада видел красивые цветы и т.д. Ответы были самыми разнообразными. В средних дошкольных группах обсуждались не только интересные моменты, увиденные детьми по дороге в садик, но и что волнует ребят, что бы они хотели узнать. Затем мы подвели итоги «Детских советов» и предложили тему дня. Вот как это происходило в младшей группе: воспитатель обратил внимание детей на то, как много всего они видели – животных, растения, погодные изменения в природе. Обобщая ответы, педагог сформулировал тему – «Земля наш общий дом». После выбора темы была проведена физкультминутка – дети под музыку сами придумывали и показывали движения по очереди, а остальные повторяли. Этот момент малышам очень понравился. Воспитатель обратил их внимание на «Дерево интересных дел», на ветвях которого сидели совы. Каждая сова принесла в клюве интересную картинку. Ребята с удовольствием рассматривали, какой цвет перьев у птиц, и что они принесли. Сова желтого цвета приглашала в спортивный зал (двигательная деятельность), красная сова принесла конструктор, голубая – новые и интересные книги и загадки, розовая звала в музыкальный зал, синяя предложила настольные игры, сиреневая сова – интересные ведра и коробочки с заданиями, оранжевая – все необходимое для рисования. Дети отправились к своим шкафчикам за листиками и прикрепили их на ветки «Дерева интересных дел». Каждый выбрал себе занятие по душе.

Ну а роль педагога заключается в том, чтобы, оказывая косвенную помощь, поддержать детей в выбранном ими виде деятельности, а именно: посадить семена фасоли, выбрать, а затем раскрасить городских птиц, сделать из конструктора домик для птиц и др.

В средней группе задачи стоят посложнее – инициатива была направлена на поиск ответов на проблемные вопросы. Ребята познакомились с моделью Земли – глобусом, воспитанникам предложили небольшие мячи и обозначили проблему: что необходимо сделать, чтобы мяч каждого стал похож на модель земного шара. Каждый ребенок выбрал понравившийся ему шар: самостоятельно принимались решения – в какой цвет его раскрасить, какие материки нанести, какую часть планеты будет занимать вода. По желанию дети могли продолжить самостоятельно получать интересующие их сведения о Земле в различных центрах активности. К примеру, в центре изобразительной деятельности рисовали планету, животное, запрещающие знаки в лесу; в центре математики и сенсорного развития ребятам были предложены карточки с различными логическими заданиями: сосчитать, сколько деревьев на площадке детского сада, собрать картинку; в центре книги дети могли вспомнить правила поведения в природе, составить рассказ по картинке, отгадать загадки о животных, деревьях.

По замыслу авторов проекта, основным стимулом для поддержки инициативы и самостоятельности детей станет рост группового дерева, связанный с достижениями воспитанников на промежуточных этапах реализации модели. Дополнительной мотивацией будет служить цветение «Дерева инициатив» в конце года – ветвях фотографии реализованных задумок.

Используя новые подходы по поддержке детской инициативы и самостоятельности, мы убедились, что, осваивая выбор и ответственность, умение анализировать собственную деятельность, ребенок обретает собственные цели и способы их осуществления, а вместе с ними – свободу и осознанную ответственную деятельность.

Шевцова В.А.Низяева И.В.Илона НИЗЯЕВА (на фото справа), старший воспитатель,
Виктория ШЕВЦОВА
(на фото слева), инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.