4dОднажды утром ребенок пришел в детский сад с новой игрушкой. Накануне вечером родители купили ему большого динозавра. Необычное животное раззадорило детский интерес, ведь с самого рождения ребенок пытается исследовать окружающий мир, открывает новые явления и закономерности, становится первооткрывателем.

Педагогом было зафиксировано большое количество детских вопросов. Самыми распространенными были о том, когда жили динозавры, как у них появлялось потомство, что употребляли в пищу. Стало очевидно, что доисторическая жизнь этих удивительных существ интересует всю группу детей. В стороне никто не остался, вместе приняли решение узнать о динозаврах как можно больше: почему они вымерли, какая была планета, в то время, когда они жили. Ведь проанализировав такую информацию и докопавшись до истины, можно повлиять на жизнь и причины вымирания животных сегодняшнего дня.
1dПедагогам важно было, чтобы добываемая информация оказалась доступна и понятна дошкольникам. Началась совместная работа по сбору материала. Динозавры заполнили всё пространство в группе. Очень активно включились в работу родители. На протяжении нескольких недель мы читали рассказы, проводили беседы, вместе смотрели мультипликационные и научные фильмы. Ребята открыли для себя далекое прошлое. Образ жизни животных, их строение, типы, виды, отличительные друг от друга черты, причины вымирания — всё это было подвергнуто тщательному изучению. Как бы между делом получился макет, позволяющий увидеть жизнь динозавров.
Была создана большая книга раскрасок «Наши любимые динозаврики» на основе изображений героев мультфильма, красочная познавательная книга «Факты о динозаврах» с подборкой стихотворений и детских рассказов. Проект, длившийся месяц, закончился детской конференцией «Мир динозавров», во время которой самые заинтересованные и активные ребята взяли на себя роли спикера конференции, научных работников, выступающих с докладами и презентациями, музейного работника.
2dОстальные дошколята разделились на группы сотрудников лабораторий под названиями: «Исследование» (изучали останки динозавров), «Лепка и воссоздание динозавров» (создавали животных своими руками), «Изготовление и создание макета для динозавров». Одна из групп занялась раскопками. В песке были найдены останки, которые сравнили с картотекой, собранной во время проекта и определили названия всех животных.
На протяжении всего месяца мы наблюдали, как проделываемая работа достигала своей цели: усиливался интерес к эпохе давно минувших лет, расширялся кругозор, приобретались знания, общая цель объединяла всех участников образовательного процесса, повышался профессиональный уровень педагогов, пополнялась предметно-пространственная среда детского сада.
Другим, не менее ярким примером может послужить проект «Лента времени». Один из воспитанников, папа которого занимается реконструкцией средневековых битв, в разговоре с воспитателем упомянул об этом увлечении. Оно оказалось интересно и другим воспитанникам группы.
Воспитатель обратился за поддержкой к администрации детского сада. Был разработан и осуществлён годовой проект, в ходе которого дети совместно с родителями окунулись в быт прошлого, познакомились с играми и развлечениями старины, по-новому взглянули на знакомые предметы быта и сказочных героев, почувствовали на себе сложность жизненного уклада и особенности отношений людей и многое другое.
К данному проекту привлекались все участники образовательного процесса. В зависимости от возраста глубина познания материала различалась. Изучение продуктов деятельности (гончарное искусство, например) было не поверхностным, воспитанники сами учились ремеслу. Дети старших групп знакомились с особенностями мастерства, сложностями приготовления изделия, историей возникновения и развития, материалами, необходимыми для производства не просто на словах или посредством просмотра видеофильмов, но и сами учились делать предметы быта (лепить кружки, кувшины, тарелки).
5dВ проект активно вовлекались не только воспитанники и педагоги, но и родители. Это дало возможность создать одно из важнейших условий обучения соответствующую развивающую среду. Неподдельный интерес родителей оказался не менее мощным фактором и катализатором усвоения знаний детьми. То, на что ребята раньше обращали мало внимания, принимая за должное, открылось с иной стороны. Привычные взрослым вещи и обычаи стали понятнее, заманчивее и ближе для детей. Даже фольклорное творчество смогло затмить современных героев, помогло прочувствовать глубину смысла сказок, песен, потешек.
Мы провели опрос детей: что им нравится в том или ином ремесле, чем оно им интересно и как можно добыть информацию. И один ребенок предложил создать машину времени и отправиться в прошлое. Идея понравилась педагогам: организовать развивающую среду, дав детям возможность выбора деятельности по своему интересу, применить полученные знания.
3dВозможность не просто дотронуться до всего и сразу, а стать мастером, уверенность детей в своих силах и знаниях помогли ребятам проявить себя. Познав на собственном опыте отдельные аспекты нетипичных для жизни современного ребенка ситуаций, наши воспитанники смогли погрузиться в научный мир, доступный их пониманию.
На наш взгляд, проектный метод для образовательного пространства дошкольников самый удачный и эффективный. Проект длится, пока живет детский интерес, а педагогам удается поддерживать и развивать этот интерес, пополнять и насыщать развивающую среду, накапливать материалы по данной тематике, привлекать новые идеи и ресурсы. У каждого ребенка появляется возможность воплотить свои планы и желания, самореализоваться, получить удовлетворение от своей деятельности. Все участники процесса принимают самостоятельные решения о своей роли и ее характере на протяжении всей работы над проектом. Только в этом случае ребенок является и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом детско-взрослого образовательного пространства. Опираясь на технологии проектирования, мы поддерживаем и ищем пути развития уникальности и индивидуальности каждого воспитанника.

Елена РУДЕНКО, старший воспитатель
Лариса ОЛЕКМИНСКАЯ, педагог по развитию речи
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»

1 комментарий

Добавить комментарий