Вряд ли кто-то из родителей и педагогов не согласится, что самое трудное, что есть в нашей жизни, – это воспитание детей. Скорее всего, потому что нет единого рецепта, который можно применить ко всем в любых ситуациях. Каждый ребенок уникальный, особенный, неповторимый, каждый имеет свою траекторию развития. Проект «Свободный выбор» направлен на поддержку детской инициативы и развитие индивидуальности каждого ребенка нашего детского сада.

За год реализации проекта мы нашли авторские решения, инструменты, способные обеспечить успешную реализацию нашей образовательной модели. Для более глубокого и детального понимания познакомимся с некоторыми терминами.

Событийное проектирование – процесс реализации детско-взрослых инициатив в рамках темы, через выбранные детьми образовательные практики в центрах детской активности, результатом которых является итоговое событие для всех воспитанников детского сада, направленное на обобщение и актуализацию накопленного ими опыта и состоящее из результатов (продуктов) детской деятельности.

Образовательные практики – образовательные события различной и тематической направленности, в рамках которых осуществляется реализация содержания направлений Рисунок3развития ребенка (физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития).

Маршрутизатор – модель деятельности воспитанника, сформированная из образовательных практик, планируемых для реализации в режиме дня самим ребенком.

Экран выбора – экран для фиксирования образовательных практик, из которых ребенок конструирует свой образовательный маршрут.

Экран фиксации выбора – экран, отражающий спектр образовательных практик, выбранных и реализованных ребенком за день, за неделю.

Центр эСТеЛь – совокупность центров детской активности, имеющих определенную средовую концентрацию, с закрепленным за каждым центром специалистом.

Рисунок2Итоговое событие – событие, моделируемое участниками образовательных отношений из продуктов детской деятельности, полученных в течение недели в результате реализации инициатив в рамках темы.

Модератор итоговых событий – специалист, «собирающий» продукты деятельности, организующий «Большой круг» для моделирования итогового события.

Чтобы наша образовательная модель «начала жить», были приняты конкретные управленческие решения:

  • созданы современные средовые решения в развивающем центре эСТеЛь, для реализации детских инициатив;
  • кадровый потенциал рассредоточен по развивающим центрам с точки зрения имеющихся у педагогов компетентностей, интересов и, как следствие, их эффективности;
  • сформирован индивидуальный ступенчатый график работы педагогов для предоставления равной степени вовлеченности в инновационную деятельность всех детей определенной возрастной категории;
  • разработано нелинейное расписание, способное удовлетворить разнообразные потребности и инициативы детей: они самостоятельно строят индивидуальный образовательный дневной маршрут;
  • подобран кейс технологий деятельностного типа, отвечающий современным требованиям, направленный на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Образовательная модель начала свою апробацию в летний оздоровительный период в созданных на свежем воздухе центрах детской активности. И лишь с начала учебного года была запущена в полную мощь. И теперь ежедневно каждый ребенок моделирует свой маршрут, отражая в нем свои интересы, запросы и потребности, удовлетворяя их затем в процессе реализации культурных практик в центре эСТеЛь. Дети объединяются в подгруппы не по принципу группового разделения, а по интересам и склонностям. Инициатива, возникшая здесь и сейчас, подхватывается взрослыми, взращивается, «обрастает» новыми идеями, которые побуждают к поиску новых решений. Финальным аккордом реализации темы становится итоговое событие, моделируемое из продуктов детской деятельности каждого центра. Таким образом, каждый ребенок получает удовлетворение от причастности к общему делу, каждый ребенок видит результат своего участия, для всех создается ситуация успеха, ситуация мотивации дальнейшей деятельности.

Хотя для нашей образовательной модели сегодняшний день – это время апробации и корректировки, момент оценивания ее эффективности, нам хочется, чтобы ею была решена главная задача: созданы условия для проживания пытливого, креативного и … счастливого малыша.

зава

Светлана ПАВЛЕНКО,
заведующая МБДОУ «Подгоренский детский сад №2»

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.