Инклюзия – это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей: не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок – под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы.

Руководствуясь именно этим понятием инклюзии, наше учреждение приступило к реализации проекта «Вертикаль» в рамках модели «Инклюзивный детский сад». Основной целью Кадр MVI_0189 (00-00-17)в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями и способностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание педагогической деятельности.

На первом этапе был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает наш сад. Далее руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ; разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации; скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса; позаботились о методическом обеспечении образовательного процесса. Так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов в области инклюзии, то начали обучение педагогов через курсы организованные ВИРО. Постарались создать развивающую предметно-пространственную среду.

На втором этапе разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением «Навигационный центр», включающий администрацию, «Консультант+», психолого-медико-педагогический консилиум, социальных партнеов и родительские общественные организации, которые в нашем детском саду представляет родительский комитет.

«Навигационный центр» создан для решения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб и структурных подразделений ДОУ. Он разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.

На основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в ДОУ.

Кадр MVI_0190 (00-00-45)С учетом образовательных потребностей некоторых категорий детей и запроса родителей были созданы особые маршруты и средства для их реализации, группы кратковременного пребывания для адаптации, маршруты для детей, тренирующихся в СДЮСШОР №1.

Провели анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы; была открыта группа кратковременного пребывания для детей с РАС.

Наиболее широко используется междисциплинарный подход, вариативные методы, которые свободно меняются в процессе, чтобы лучше подходить конкретной группе детей, акцент делается на взаимодействии с семьей. Ну и, конечно же, упор на то, чтобы создать и развивать образовательную модель. Но стоит понимать, что это – только начало, и впереди еще огромный путь, который проделать будет непросто. Целью, естественно, должно быть всеобщее распространение инклюзивного образования, оно должно стать полноценным и основным. Чтобы дети с разными потребностями не искали, где им найти хотя бы какое-нибудь заведение, предлагающее инклюзивную программу, а могли пойти в любое заведение, и их там приняли, так как везде работают достойные специалисты, способные организовать процесс обучения детей с любыми потребностями и возможностями.

 

Зайцева М.С.

Марина Зайцева (на фото слева), старший воспитатель,Свиридова О.Н.

Оксана Свиридова (на фото справа), педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93»

 

 

 

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.