Проблема организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из важнейших в дошкольном образовании. Выполняя ведущую роль в развитии ребёнка, игра, как никакой вид детской деятельности, требует пристального внимания – как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Но практика показывает, что право ребёнка на игру не соблюдается. Наше дошкольное учреждение в ходе реализации комплексного инновационного проекта «Детский сад – Игропарк » ставит своей задачей создать благоприятные условия, обеспечивающие право ребёнка на игру.

Мы определили структуру открытого игрового пространства, учитывая ресурсы ДОУ, которое нам надо создать, – это «Кругосветка». Идеей «Кругосветки» является игровой образовательный маршрут дошкольников через реализацию образовательных практик. Образовательный маршрут представляет собой посещение различных точек игрового пространства, начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Это не только групповые помещения, но и все помещения для детской активности, которые имеются в детском саду. Так как название имеет географическую направленность, то и детские центры активности назвали в этом же стиле, учитывая принцип укрупнения объектов. Это «города» в групповых помещениях, «страны» в здании и «острова» на территории ДОУ.

Город Спорта (2)Точкой отсчёта в нашем открытом игровом пространстве являются групповые помещения. На сегодняшний момент нами создана модель открытого игрового пространства в двух подготовительных группах, о которой и хотелось бы рассказать. Для создания игрового ландшафта нам представляется важным разделить пространство группового помещения на шесть частей. Это шесть «городков», каждый из которых имеет цветовую маркировку и свою эмблему: «Читай-городок», «Городок талантов», «Городок спорта», «Играй-городок» и «Городок открытий» – детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка, в которых созданы условия для реализации всех видов детской деятельности. В каждом городке могут одновременно осуществляться несколько видов образовательных практик. Шестой городок – «Радужный». В нем на полках и стеллажах располагаются контейнеры с материалом и оборудованием, маркированные по цветовому принципу, ребёнку предоставляется возможность выбора нужного материала и оборудования, которого ему не хватило.

Целевой ориентир, который мы рассматриваем, – инициатива, самостоятельность, выбор – не имеет материального выражения. Поэтому нами продумана возможность зафиксировать инициативу и результат деятельности детей в «Карте желаний» с помощью условных обозначений. «Карта желаний» – это ещё и диагностический инструментарий педагога, по которому проводится анализ выбора детей. Проектируя открытое игровое пространство, мы учитываем временную последовательность разных видов жизнедеятельности. Сочетание в режиме дня регламентированной, нерегламентированной и свободной деятельности в соотношении (20:40:40) – оптимальное сочетание для поддержания активности детей в течение всего дня.

Содержательный компонент пространства – это образовательные практики с учётом календаря образовательных событий и запросов детей.

Материальный компонент – совокупность специально подобранных и изготовленных материалов и оборудования. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности. Каждый городок – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразным стимульным и дидактическим материалами.

Личностный компонент среды – совокупность субъектов (участников) деятельности и способов их активности в процессе реализации конкретной деятельности. Почему нам это Город Открытийважно? Какую проблему мы этим решаем для ребёнка и педагога?

  • Пульсирующие городки в групповом пространстве способствуют преобразованию игровой среды «под замысел», и позволяют вариативно использовать групповое пространство детям.
  • В групповых пространствах нет перегруженности предметным материалом, что позволяет ребёнку дошкольного возраста без затруднения сделать выбор.
  • Широкое использование в интерьере значков, символов, надписей, схем, загадочных знаков, предоставляет возможность свободной ориентации ребёнка в пространстве не только своей группы, но и другой. А надписи на полках и контейнерах способствуют овладению грамотности в естественных условиях.
  • Смена игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствующих стимуляции разных видов детской деятельности.
  • Объединение детей совместными впечатлениями и интересами способствует формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.
  • Повышение статуса игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
  • Возможность включения в образовательный процесс разнообразных эффективных форм работы с детьми.
  • Смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности.
  • Развивающий характер образования.
  • Возможность продуктивно организовывать и соотносить индивидуальную увлечённость ребёнка, т.е. повышение индивидуализации обучения.
  • Переход от «вербального» обучения к познанию в действии.

Мы понимаем, что выполнение требований и принципов в построении РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны. В этом мы видим перспективу нашей дальнейшей работы – создать отрытое игровое пространство в остальных возрастных группах, закончить преобразования дополнительных помещений в здании и на территории ДОУ.

 

Автор-Егорова Надежда ГеннадьевнаЕгорова Надежда, старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»,

г. Борисоглебск, Воронежская область

Добавить комментарий