Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие дети. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Игра – вид деятельности и форма занятий, жизнь как она есть и имитация жизни, соревнование и конструирование…

Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, а еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.

Игра – это эмоциональный заряд, психологический витамин для ребенка. Игра дает свободу, а свободная, инициируемая самим ребенком игра – показатель его зрелости и культуры.

Дети должны играть! Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Игра в наше время во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, но и новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Выход один – изменить стереотипные позиции при организации игровой деятельности.

Нахождение оптимального соотношения стабильности и обновления – есть высший пилотаж управлением современным детским садом.

01Все это натолкнуло нас вывести игру на новый качественный уровень, взяв за основу образовательную модель «Детский сад – Игропарк». Нами был разработан проект «Сказочные лабиринты игры» с целью создания в детском саду площадки для освоения игровых практик педагогами, родителями и воспитанниками. Разрабатывая проект, мы ставили перед собой определенные задачи:

  • вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, а также повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах игровой деятельности дошкольников;
  • организовать системное методическое сопровождение педагогов и родителей, заинтересованных данным проектом;
  • содействовать развитию совместной деятельности родителей с детьми;
  • повысить компетентность педагогов через освоение интерактивных средств обучения;
  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду современными играми, пособиями и технологиями;
  • перейти к нелинейному расписанию для улучшения качества образования.

Модель образовательного процесса детского сада состоит из четырех развивающихся пространств, находящихся в активном взаимодействии друг с другом и социумом: пространство развития педагогов, пространство развития ребенка, пространство развития родителей, пространство развития учреждения.

Для организации работы по заявленному направлению, внедрения новых подходов и технологий творческой группой учреждения был разработан «Игровой калейдоскоп», который складывается из трех уровней: игровой калейдоскоп месяца – игровой калейдоскоп недели – игровой калейдоскоп дня. Игровой калейдоскоп является в достаточной степени универсальным продуктом: и системой планирования, и расписанием непосредственно образовательной деятельности, и образующим механизмом организации пребывания детей в детском саду с учетом режимных моментов.

В основе игрового калейдоскопа лежит система сквозных тематических недель, дающая возможность проведения итоговых мероприятий, рассчитанных как на возрастную параллель, так и на весь детский сад, давая возможность формирования содружеств – детей, педагогов и родителей.

Возникает закономерный вопрос: как мы планируем этого достичь?

  • через тьюторство в обучении и сопровождении взрослых (являясь тьюторским центром ООО РИВ «Развивающие игры Воскобовича»);
  • через разработку технологических карт внедрения и освоения современных технологий, что позволит педагогам целостно и системно спроектировать свою работу по освоению технологий, а также корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
  • через формирование сообщества детей, педагогов и родителей;
  • через создание структурных подразделений: творческих групп педагогов, проектных групп по разработке и реализации текущих организационных, перспективных и профессиональных проектов.

DSC_53158 декабря в нашем образовательном учреждении состоялся межмуниципальный семинар по теме: «Организационные решения и механизмы реализации модели «Детский сад – Игропарк». Итогом его работы стали профессиональные предложения, которые сформулировали наши коллеги для оптимизации внедрения разработанной нами модели.

На пути апробации нашей модели каждый новый день вносит коррективы. Но мы убеждены, что прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что игра способствует расширению сферы интересов ребенка, возникновению потребности в новых видах деятельности. А мы, взрослые, находящиеся рядом с ребенком, родители и педагоги, должны создать такие условия, чтобы у ребенка была возможность выбора той игры, которая ему интересна, чтобы день ребенка был насыщен значимыми для него событиями, чтобы ему было комфортно, и его всегда сопровождала «ситуация успеха».

 

Ирина Маслова, заведующая,

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 138»

Добавить комментарий