«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», – К. Д. Ушинский.

Весь процесс познания окружающего мира у ребенка совершается по мере того, как соответствующие предметы и явления вовлекаются в его деятельность и приобретают в силу связи с общественной деятельностью общественную значимость. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит педагог, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Перед нами встал вопрос: «Как же организовать образовательный процесс так, чтобы в нем гармонично сочетались все требования ФГОС, ребенок чувствовал себя комфортно в этих условиях и при этом в полной мере мог реализовать весь свой внутренний потенциал?» И среди множества различных образовательных технологий и методик мы все-таки нашли уникальную по своей сути технологию, с помощью которой развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление – это технология интеллектуального картирования. Интеллект-карты используются в разных сферах деятельности и в образовании в том числе, но в реализации основной образовательной программы до нынешнего времени не применялись ни в одной дошкольной образовательной организации.

Главная цель создания интеллект-карты – навести порядок в голове, получить целостную картину о предметах и объектах окружающего мира и отыскать новые ассоциации с ними. Это естественный способ организации мышления, имеющий неоспоримые преимущества перед обычными способами записи.

Технология интеллектуального картирования основывается на наглядно-образном мышлении, которое является основным в дошкольном возрасте.

dsc03089Совместное создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы пополняет активный и пассивный словарь ребенка, формирует умение выделять главную мысль, отвечать на вопросы распространенно, учит самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, раскрепощает детей, развивает процессы мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

С помощью данной технологии можно достаточно точно диагностировать психологическое и интеллектуальное развитие всех детей в группе. Графические изображения позволяют раскрыть психологическое содержание индивидуальности, ее связь с миром, особенности поведения, эмоциональное состояние и т. д. на основе описания рисунков, способов их анализа и интерпретации. В рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, они имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем при применениях других методов и технологий.

Да, это то, что нужно для всестороннего развития ребенка, но дети при этом продолжают действовать по указанию педагога, это не позволяет до конца раскрыться ребенку. А может, нужно исходить от его желаний, точнее, позволить ребенку проявить инициативу? И тут появляется на свет наш «Сад детских инициатив». Конечно, работая над этим проектом, мы включили в него и другие современные технологии эффективной социализации дошкольников, но в основе реализации данного проекта – технология интеллектуального картирования, которая помогает распланировать и отследить течение образовательной деятельности и организовать ее в виде путешествия по разноцветным образовательным кругам, которое отражается в индивидуальном маршруте каждого ребенка.

Модель организации деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ОП ДОУ включает в себя два направления: организация образовательной деятельности детей совместно с педагогом и самостоятельная образовательная деятельность воспитанников под наблюдением педагога.

В дошкольном учреждении дети имеют возможность посетить 5 цветных образовательных кругов: красный – библиотека, желтый – спортивный зал, синий – игровая, фиолетовый – изостудия, зеленый – музыкальный зал. В каждом круге могут быть реализованы любые образовательные практики. Образовательная деятельность проходит на двух уровнях.

1 уровень – ознакомительно-гостевой, где дети могут получить элементарные, базовые знания и умения по теме совместно с педагогом – гидом образования;

2 уровень – уровень самоопределения, где ребенок самостоятельно выбирает деятельность из предложенных заданий согласно своим интересам.

Теоретическую часть дети получают на базовом уровне, где гид-информатор готовит для них интересную презентацию по содержанию темы и той деятельности, которая ждет их на цветных образовательных кругах.

Педагоги планируют очень насыщенное путешествие, и перед ребятами стоит сложная задача: определиться, в какой круг они сейчас хотят пойти, ведь количество мест на каждом круге ограничено. Конечно, за неделю они посетят все образовательные круги, но как же все-таки осуществить свой выбор и не запутаться, где ты уже был, а куда стоит сходить? В этом на помощь приходят интеллект-карты – индивидуальные образовательные маршруты.

Дети, рисуя индивидуальный маршрут, лучше запоминают и усваивают материал, предложенный на образовательных кругах, имеют возможность вернуться к нему и повторить. При этом они по интеллект-карте рассказывают о своей деятельности на круге, следовательно, формируется правильная речь. В результате применения этой технологии ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, планировать и запоминать. Как же это происходит? Ребенок выбирает кружок и на подготовленном листе, где в центре наклеена его фотография, отмечает уровень, на какой он собирается пойти, и рисует кружок выбранного цвета. От этого кружочка отходят еще стрелочки, где ребенок подробно зарисовывает, что же было интересного и познавательного на этом образовательном круге. За один день ребенок старшего дошкольного возраста может посетить 3 круга, младшего – 2. Так у нас вырисовывается полная психологическая картина о каждом ребенке и полностью реализуется тема из образовательной программы, а также учитывается желание каждого ребенка и проявляется его инициатива в выборе круга, материала для работы и возможность осуществления деятельности, т.е. с педагогом или самостоятельно.

739845700b664f4d2d0d53c17367Наталья Лотоцкая, инструктор по физической культуре,

МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

 

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.