Для инициативной личности характерны произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. В ориентированном на ребенка образовании нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать особые условия, в которых у воспитанника действительно появится шанс самому вырасти в меру своих возможностей, встать на собственный путь развития способностей, т.е. стать успешным.

Педагогический коллектив Аннинского детского сада «Росток» работает в инновационном режиме, имея статус региональной площадки по реализации образовательной модели «Сад детских инициатив», проект «Скульптор личности». Цель проекта – развитие личности дошкольника через оптимизацию сетевого взаимодействия ДОО путем создания эффективной модели индивидуального сопровождения обучающихся (воспитанников), обеспечивающей повышение качества дошкольного образования.

2Для всестороннего развития личности воспитанников и реализации образовательных областей в детском саду по четырем образовательным направлениям функционируют студии:

  • мастерская юного оратора «Речи-тики-тавия»,
  • клуб любителей литературы «Литературная беседка»,
  • спортивный клуб «Пьедестал»,
  • секция по плаванию «Волна»,
  • познавательный клуб «Бюро идей»,
  • естественнонаучная лаборатория «Фантазеры-изобретатели»,
  • модельно-конструкторский клуб «Винтик»,
  • студия «Мастерславль»,
  • ансамбль «Шуморята»,
  • творческая студия «Грация».

Благодаря взаимодействию с социальными партнерами на базе детского сада воспитанники обучаются игре в настольный теннис (секция «Веселая ракетка»), игре в шахматы (клуб «Союз увлеченных»), компьютерной грамотности (студия «Юнибит»). Задачи социально-коммуникативного развития решаются комплексно с другими образовательными областями, в том числе с помощью современных эффективных технологий социализации дошкольников, таких как развивающее общение, организация и проведение клубного часа, постановка проблемных педагогических ситуаций, проведение социальных акций, организации детского волонтерства.

Образовательная деятельность реализуется в рамках двухнедельных образовательных событий. На первой неделе происходит мотивирование детей на деятельность, совместное планирование и реализация программного содержания в групповых центрах активности, в организованной образовательной деятельности и в студиях различной направленности. Параллельно ведется педагогическое наблюдение за детьми для выявления и последующего формирования детских инициатив, а также с целью выявления индивидуальных потребностей и достижений ребенка. В конце недели проводится круглый стол для педагогов для обобщения детских интересов и инициатив. Определяются педагоги по сопровождению и реализации детских инициатив на второй неделе образовательного события.

Характерное отличие образовательной деятельности состоит в самостоятельном выборе воспитанниками студий, секций и клубов, которым они отдают индивидуальные предпочтения. Ведь ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

Вторая неделя образовательного события предполагает расширение границ образовательного пространства через использование активных форм взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами; презентацию результатов деятельности на итоговых мероприятиях в группах и заполнение портфолио воспитанников.

Есть и ежедневные мероприятия, позволяющие решать задачи сплочения детского коллектива, развития умений слышать и понимать друг друга, формирования общей позиции относительно разных аспектов жизни в группе, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. Так, утро каждого дня начинается с проведения Детского Совета, что позволяет, в том числе, наметить планы по реализации образовательного события. В групповых центрах активности малышей ожидают новые интересные задания и игры. Каждый сам решает, в каком центре он будет заниматься, выбирает партнеров по деятельности. А вечером проходит рефлексивный круг, где все смогут поделиться своими успехами и построить планы на завтра, совместно подумать, чем могут помочь родители, чему научить. В приемных на чек-листах дети отмечают центры и студии, которые они посетили, для того чтобы воспитатели и родители могли проследить интересы ребенка, обеспечить всестороннее развитие и поддержку индивидуальных способностей. «Карта интересов» отражает педагогические наблюдения воспитателей об инициативах и достижениях каждого ребенка.

Таким образом, у воспитанников нашего детского сада есть выбор:

  •  в виде деятельности;
  •  в определении партнеров по деятельности (детей, взрослых);
  •  материалов и форм деятельности.

А за счет функционирования студий различной направленности воспитанники получают возможность самоопределения и развития всех видов способностей и ключевых компетентностей личности.

 

Ольга Пшеничнова, заведующая,

Галина Извекова, старший воспитатель,

МБДОУ «Аннинский детский сад общеразвивающего вида «Росток»

Добавить комментарий