5641 В связи с введением ФГОС в российских школах в обществе всё более растет осознание того, что результативность обучения зависит от сформированности не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Важнейшую роль в этом процессе играет русский язык, поскольку многие метапредметные умения формируются именно силами учителей-филологов, а закрепляться должны в ходе освоения всех учебных дисциплин. Творческие задания ЕГЭ и ОГЭ по разным предметах, нацеленные на работу с текстом и его информационную переработку, а также введение итогового собеседования по русскому языку в 2018 г. подтверждают это.
Итоговое собеседование состоит из заданий, проверяющих сформированность преимущественно метапредметных результатов образования. Осознанное чтение текста учебно-научного или публицистического характера, пересказ с дополнительным заданием, создание в устной форме текста одного из трех типов речи: описания, повествования или рассуждения, ответы на вопросы по построенному тексту – всё это необходимо отрабатывать на любом уроке каждому учителю-предметнику. Не случайно материал итогового собеседования содержательно не связан со специфическими знаниями в области лингвистики – девятиклассников спрашивают не об орфограммах, частях речи или видах односоставных предложений, а о том, что изучается на других предметах или отрабатывается в ходе внеурочной деятельности.
7221Чтобы помочь педагогам сориентироваться в сложной переходной ситуации, сотрудники кафедры педагогики и методики гуманитарного образования Воронежского института развития образования (ВИРО) совместно с Информационно-библиотечным центром проводят серию семинаров, посвященных формированию и проверке метапредметных знаний и умений, связанных с текстом и его информационной переработкой.
Так, 30 января в аудиториях ВИРО учителя русского языка и литературы примерили на себя роли школьников, экзаменаторов-собеседников, экзаменаторов-экспертов предстоящего итогового собеседования по русскому языку. Сдавать экзамен, быть внимательным и доброжелательным собеседником, филигранно выявлять речевые ошибки по многочисленным критериям – что труднее?
Ответы на этот и другие вопросы дал семинар-тренинг «Собеседование по русскому языку. Искусство диалога», организованный для педагогов совместно с издательством «Просвещение». Это авторский семинар ведущего методиста издательства Галины Крюковой, специально разработанный для учителей – участников пробного экзамена в форме собеседования. В этом году все девятиклассники пройдут пилотную версию нового испытания на устную речевую грамотность.
Во время семинара были проработаны все этапы собеседования, учтены проблемы, которые могут возникнуть у школьников и учителей-экзаменаторов. Были даны практические рекомендации, из которых каждый учитель мог выбрать приемы, подходящие именно для его класса. В практической части семинара учителя работали с планшетами и ноутбуками, чтобы осваивать предложенную информацию и выполнять упражнения в парах и небольших группах.
5674Прошли семинары с преподавателями ВИРО и на базе муниципальных районов и округов по их запросам. Например, уже 10 января в Рождественско-Хавской средней школе Новоусманского района состоялось мероприятие «Формирование текстовой компетенции в рамках реализации ФГОС ООО». На семинаре присутствовали педагоги всех учебных предметов округа, так как проблемы работы с текстом не могут не волновать учителей, работающих в контексте ФГОС, а руководящую роль в освоении текстовой компетенции должны играть учителя-филологи, которые делают это профессионально. А 15 февраля в Воробьевском районе провели семинар «Метапредметная роль русского языка в современном школьном образовании», участие в котором приняли не только учителя русского языка и литературы, но и завучи – те, кто будет организовывать итоговое собеседование в апреле и хочет разобраться в том, что и зачем на нем проверяется.
Подготовка к итоговому собеседованию – хороший повод для учеников и учителей всех классов задуматься об отношении к русскому языку, о том, как сделать, чтобы он остался «великим, могучим и свободным». И здесь неоценимо сотрудничество ВИРО с издательствами, с неравнодушными к проблемам современного образования сотрудниками муниципальных районов. Необходимо, чтобы учителя Воронежа и всей области чувствовали методическую поддержку в деле качественной речевой подготовки школьников не только к выпускным экзаменам – к студенчеству, к успешной жизни грамотных специалистов, к интересному, живому, реальному общению.

Елена ВАСИЛЬЕВА,
старший преподаватель кафедры педагогики и методики гуманитарного образования ВИРО

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.