Тьютор в «ресурсном классе» или «ресурсной группе» – это не только педагог, помогающий ребенку в учебе или играх. Важная и уникальная часть работы тьютора заключается в интересных исследованиях и сборе данных о том, что происходит с ребенком во время учебы.

Педагог-исследователь

4-1aУчитель и психолог планируют конкретные упражнения и технологии работы над ними для каждого ребенка. Тьютор по этому плану обучает ребенка всему на свете: и математике, и навыкам игры со сверстниками, и правилам поведения. В ходе работы тьютор записывает в специальные документы успехи и трудности процесса. Все данные затем анализируются: для того, чтобы вовремя изменить упражнение, которое никак не получается выполнить, или поставить новую задачу, если какой-то из навыков удалось сформировать.
Именно тьютор находится рядом с ребенком каждую минуту, чтобы вовремя заметить, что его индивидуальная программа обучения нуждается в изменениях. Чем точнее он собрал данные о ходе обучения, тем успешнее и продуктивнее будет работа, а ребенок получит наилучшие шансы научиться новому.

Будни тьютора «ресурсного класса»

Каждый день перед встречей с ребенком тьютор готовит все пособия, собирает игрушки и документы, которые ему потребуются в течение дня. Школы и сады покупают контейнеры и корзинки для хранения пособий, которые удобно переносить. А еще тьютору бывает нужно какие-то предметы иметь всегда при себе, например, любимую игрушку ребенка или таймер и, конечно, бланки с данными о поведении ребенка. В таких случаях каждое утро тьютор распределяет по карманам специального фартука всё необходимое и превращается в передвижную исследовательскую мини-лабораторию.
У тьютора не бывает переменок или перекусов, пока его ученик в школе или саду. Если на уроках он помогает ребенку изучать новый материал, то на переменках учит общаться, тренирует навыки игры и самообслуживания. А в детском саду тьюторам иногда нужно учить детей спать или самостоятельно есть.
После того как ребенка забирают родители, нужно приготовить новые пособия и оформить все собранные за день данные.

Творчество и креативные решения тьютора

4-4У детей с РАС часто случаются сложности с учебной мотивацией. Им трудно понять, зачем нужно заниматься, например, письмом, если решать примеры гораздо интереснее. Или зачем нужно изучать математику, когда хочется петь и танцевать.
Чтобы поддерживать у своего подопечного интерес к занятиям, замотивировать его сотрудничать с педагогами, от тьютора требуются креативные решения. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, провести мини-исследование для определения любимых занятий и игрушек, чтобы использовать их для мотивации и награды ребенка за неинтересную для него работу. Например, тьютор заметил, что его ученик очень любит рассматривать картинки с машинками или у него есть любимый персонаж из мультика. Тогда в качестве награды за хорошо сделанное упражнение он может клеить в тетрадку ребенка изображения любимого персонажа вместо оценок. Этот прием помогает развить навыки сотрудничества, но требует от тьютора творческого подхода.

Где сегодня готовят тьюторов

На основе уже имеющегося педагогического образования можно окончить магистратуру в воронежском педуниверситете, есть соответствующая магистратура и в МГПУ. В Воронежском институте развития образования проводятся курсы подготовки.
Узнать о вакансиях и курсах подготовки в Воронеже можно по телефону:
+7 (473) 235-21-05.

Самый успешный тьютор – это человек, способный придерживаться намеченного плана, у которого много энергии и неиссякаемый интерес к детям. Всё это плюс желание научить подопечного всему так, чтобы он в тебе не нуждался, – это и есть высший пилотаж для этой профессии.

4-2Юлия ЯРЧИКОВА:
– По образованию я учитель начальных классов. После выхода из декрета решила попробовать работать тьютором. Окончила специальные курсы в ВИРО. Честно сказать, на первых двух занятиях боялась, что не справлюсь, но потом начали объяснять технологии работы, и стало интересно. Детям с РАС очень нужна помощь в социализации, и в школе им в этом помогают именно тьюторы. Большая радость – видеть, как твой ученик становится более уверенным и самостоятельным!

Александр ПОЛЯКОВ:
4-3– Я окончил пединститут, по специальности – психолог. Вот уже второй год работаю тьютором в «ресурсном классе» и мне это нравится! Начинать, конечно, было непросто, ведь до работы в школе у меня не было опыта занятий с детьми с аутизмом. Сейчас уверен, что сделал правильный выбор, и тьюторство – это лучшее начало для тех, кто хочет заниматься коррекционной педагогикой или психологией. Это ценный опыт и уникальные технические навыки для профессионала.

Добавить комментарий